Александр Кержаков лишился 330 млн рублей. Сумма исчезла с его счетов в «Газпромбанке». По факту мошенничества возбуждено уголовное дело, его ведет ГСУ. «Фонтанка.ру» выяснила, как лучший бомбардир «Зенита» стал пострадавшим в афере.
О своих финансовых проблемах Александр Кержаков узнал в начале этого года. Подошел срок очередного платежа по ипотеке за квартиру, купленную спортсменом для своей семьи. Банковский счет футболиста, получающего многомиллионные гонорары, оказался пуст. Эту печальную информацию подтвердили и в «Газпромбанке», где обслуживался счет нападающего «Зенита» — он, как и вся команда, является VIP-клиентом банка.
Футболист совместно с адвокатом Игорем Решетниковым потребовал от банка предоставить выписку по его счету и платежные поручения. Здесь следует сказать о схеме, действовавшей между клиентом и банком. У Кержакова был фактически личный менеджер Владимир Багаев, помогавший ему с финансовыми операциями.
По регламенту, как поясняет адвокат, спортсмен мог позвонить и распорядиться о перечислении денег со своего счета. А вот необходимые документы футболист мог подписать позже, заехав в банк в течение двух-трех дней после своего звонка.
При детальном изучении платежных поручений обнаружилось несколько странных моментов. Во-первых, о некоторых платежах на крупные суммы (речь идет о нескольких миллионах рублей) спортсмен совершенно не помнит.
«При мне состоялся телефонный разговор между Багаевым и Кержаковым. Мой клиент стал спрашивать о перечислении денег якобы по его распоряжению, которых на самом деле не отдавал. А Багаев убеждал его, что он просто-напросто забыл», — уточнил Решетников.
Во-вторых, при просмотре платежных поручений Александр Кержаков на некоторых документах не смог опознать собственную подпись. Складывалось впечатление, что некто пытался просто копировать его роспись. По словам адвоката, специалист-почерковед, которому показали спорные образцы, пришел к выводу: подпись спортсмена действительно подделана.
Александр Кержаков лишился, в общей сложности, почти 330 млн рублей. Эти деньги, по его словам, переведены, причем почти треть в добровольном порядке, в адрес бизнесмена Михаила Сурина, с которым спортсмена познакомил депутат IV созыва Воронежской областной думы Руслан Лесных.
В январе 2011 года Кержаков отдыхал в Арабских Эмиратах, где познакомился с Лесных. По словам Кержакова, у них зашел разговор о совместном бизнесе: депутат предложил футболисту инвестировать деньги в нефтеперерабатывающий завод, строящийся в Панинском районе Воронежской области.
При вложении около 100 млн рублей Кержакова обещали сделать совладельцем предприятия. Инвестирование именно такой суммы позволяло, как заверяли спортсмена, запустить завод в ноябре 2012 года. В целом строительство нефтеперерабатывающего предприятия стоило 1,5 млрд рублей.
Спортсмен заинтересовался проектом. И уже в России Лесных познакомил Кержакова с Михаилом Суриным, генеральным директором ООО «Модуль», которое и строило завод. Кержаков съездил в Воронеж и лично осмотрел место, где будет возведено предприятие. Там, по словам спортсмена, даже велись какие-то работы, но как дилетант в этой индустрии, он вряд ли мог оценить, что именно там строят.
Распоряжения о первых платежах были отданы Кержаковым банку в апреле 2011 года и продолжались по октябрь 2012 года. Отношения между Кержаковым, с одной стороны, и Лесных, Суриным и Евгением Ваниным, которого бомбардиру представили как идейного вдохновителя проекта, с другой, юридически не оформлялись.
«Все основывалось на доверии и дружеских отношениях», — говорит спортсмен. И все же, видимо, некие сомнения возникали в его мыслях. Иначе бы он не стал настаивать на переводе дружеских контактов в юридическую плоскость – закрепления партнерства договором. И тогда, по словам адвоката Решетникова, футболист получил официальные документы.
Менеджер «Газпромбанка» Багаев передал своему клиенту договор займа между Кержаковым и Суриным на 105 млн. рублей. Условия договора можно назвать не просто лояльными к заемщику, но беспрецедентными: без процентов и на срок до июня 2026 года.
Адвокат Игорь Решетников удивлен историей, в которую попал бомбардир, и считает, что его клиент стал жертвой нечистых на руку дельцов, осведомленных как о финансовом состоянии футболиста, так и о регламенте отношений футболиста с банком.
Впрочем, разбираться в этой истории предстоит петербургским следователям. Кержаков вместе с адвокатом обратился в ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти, которое в начале февраля возбудило уголовное дело по факту мошенничества в особо крупном размере. Футболист уже признан потерпевшим по этому уголовному делу и дал первые показания.
Напомним, это не первый случай, когда футболисты «Зенита» делают неудачные инвестиции. Так, в отношении Вячеслава Малафеева и Александра Горшкова было совершено мошенничество, у Андрея Аршавина не все было просто с автосалоном.