А в среднем по стране, в возрастной категории старше 10 лет с момента производства сейчас насчитывается 18,43 млн автомобилей, многие из которых нуждаются в срочной утилизации. Наиболее старым является парк грузовых автомобилей – 62% машин старше 10 лет. Ежегодно в Петербурге выходят из строя около 50 тысяч машин.
До Европы пока далеко
Премьер-министр Владимир Путин дал поручение Минпромторгу, Минфину и Минэкономразвития он поручил разработать ряд мер по развитию автомобильного рынка в России, в том числе выплат «владельцам транспортных средств за переданные на утилизацию легковые автомобили» старше 10 лет. Сроков исполнения поручения в документе не содержится, пишет газета «Ведомости».
Премии за утилизацию, предусматривающие, что покупатель, сдавший свою старую машину на переработку, получает субсидию при покупке нового автомобиля, действуют в Германии, Франции, Японии, Словакии, Италии, Австрии и Испании. Они составляют от 1245 долларов в Японии до 5000 евро в Италии. Специалисты считают, что размер премии в России мог бы составить 1000-1500 долларов за автомобиль, причем премии за утилизацию можно ввести в России не раньше чем через два года, поскольку сейчас для этого нет ни предприятий по утилизации автомобилей, ни законодательства.
К тому же, в ЕС с 1 января 2007 года вступил в силу закон, по которому финансовые обязательства по утилизации автомобилей после окончания срока их эксплуатации возлагаются на производителей.
Впрочем, на создание полноценной инфраструктуры для утилизации автомобилей в России нужно 25-30 миллиардов рублей.
Утилизация есть, да не та
Заметим, что в Петербурге действует следующая схема: организация под названием «Городской центр «Спецавтотехника»» заключает договор с администрацией района об утилизации брошенного транспортного средства. В соответствии с соглашением, ржавую машину рано или поздно увозят на спецстоянку, а оттуда она может через какой-то период времени попасть в утилизатор, сообщала ранее «Фонтанка.ру».
Кстати, в городе действует почти сотня фирм, которые в той или иной степени так же занимаются утилизацией «убитых» авто. В основном они выкупают у автовладельцев нерабочий транспорт, чтобы продать его на запасные части. По оценкам специалистов, реализовать можно в среднем 60% комплектующих с каждой машины (двигатели, амортизаторы, резина, стекла, сиденья, крылья, двери и т.д.). Однако это касается только наиболее ликвидных экземпляров — не слишком старых иномарок. Остальная техника, как правило, идет под пресс.
Городские власти могут отправить бесхозное авто на переработку, только если установлен владелец, так как он должен подписать акт о вывозе транспортного средства. Гражданский кодекс признает бесхозным автомобилем, подлежащим утилизации, машину, год простоявшую без обнаружения хозяина. По оценке специалистов, примерно у 80% брошенных машин установить хозяев невозможно. К тому же в Петербурге вопрос вывоза и утилизации нерабочего автотранспорта законодательно не урегулирован.