Месхиев уже в прошлом году мог занять этот пост, но в связи со сложной ситуацией приватизации «Ленфильма» киношники решили тогда ничего не менять, сообщает Фонтанка.ру.
Петербургский режиссер известен в последние годы не только своими фильмами (хотя картина «Свои», например, собрала немало престижных премий), но и интересными, масштабными проектами. Среди них — создание на базе «Дома кино» и киноцентра «Родина» единого фестивального центра.
— Как появилась идея объединить «Дом кино» и «Родину» в один большой центр?
— Это даже не я придумал, а мысль витала в воздухе с моего детства — объединить их в некий общий кинематографический комплекс, фестивальный центр. Идею я сначала озвучил нашему губернатору, а потом принес готовую концепцию. Проект она одобрила, потому что, на самом деле, это может быть очень красивой историей. Дальше началась работа, чтобы придумать правильную форму. Такую, которая не ущемила бы город, и не ущемила бы Союз кинематографистов. Это должен быть совместный проект, нужно придумать такую правовую схему, чтобы никто не чувствовал себя ущемленным. Более того, я радею за то, чтобы именно Союз кинематографистов, как определяющее и единственное в городе кинематографическое сообщество, всем этим руководил и управлял. Ведь если мы делаем кинофестивальный центр, посвященный кино, то кому еще этим, как говорят сейчас, «рулить»? Только кинематографистам.
— Сейчас киноцентр «Родина» принадлежит городу, а «Домом кино» управляет Союз кинематографистов? Получается раздвоение?
— Да, совершенно справедливо. Хотя, в принципе-то, все здание принадлежит городу. Союз просто получил его часть в бессрочную аренду, как общественная организация. С этим никто и не спорит. Сам же проект одобрили на всех уровнях. Происходило у нас по этому поводу несколько совещаний. Я очень плотно общаюсь с вице-губернатором Тарасовым, он нас поддерживает. Он стоял у истоков всей концепции и всячески ее одобрял, помогал и продолжает помогать. Только вокруг все время ходят какие-то темные силы, для меня не ясные и не определенные, которые пытаются подать эту ситуацию так, будто я просто хочу украсть Дом кино. Что я не заслуженный режиссер Дмитрий Месхиев, а банальный рейдер, который хочет у города и у Союза кинематографистов украсть здание. Для меня это совершенно удивительная вещь. Но к великому сожалению, некоторые люди в этот бред начинают верить.
— Худшему верят с удовольствием.
— Да, и знаете, у меня уже такое ощущение — может быть, не надо делать хорошие и правильные дела, если от этого тебе же только хуже? Может, наплевать на всё и махнуть рукой? Нужно ли реализовывать этот, на мой взгляд, необходимый городу проект, если вокруг еще только разрабатываемого плана столько всякой грязи? Пусть все как есть, так и будет — непонятный невнятный кинотеатр, старый Дом кино. Хотя все могут посмотреть на предварительный проект и увидеть, как красиво все получается. Это будет такой центр, которого нет в стране. Если все правильно и грамотно сделать, то там можно будет проводить мероприятия на любом уровне. Даже на международном. Место потрясающее, здание потрясающее, залов можно аж пять штук сделать.
— Сейчас там та же «начинка», что была и в советское время?
— Конечно, где-то что-то подделали: в «Родине» сделали плохонькое долби, но в целом все как было, так и осталось. Всерьез, чтобы все было по последнему слову техники, чтобы все сияло и блистало — до этого далеко. Сейчас у нас разрозненные маленькие фестивали, которые сами не знают, где им показывать кино, люди не знают, где эти фестивали проходят. А я хочу, чтобы публика знала, где происходят события, касающиеся киножизни Петербурга. Поскольку этот проект предполагается реализовывать совместно с городом, то не ставится задача обязательной полной коммерциализации. А у нас в городе хватает публики, которая хочет смотреть не только американские боевики и мелодрамы. Более того, воспрял бы и необычайно продвинулся Союз кинематографистов. Что тоже хорошо и важно не только для киношников, но и для самого города, поскольку в наш союз входят и члены Союза театральных деятелей, и Союза композиторов — все, кто работают в кино в творческом направлении. Думаю, что Союз кинематографистов – самый многочисленный, по крайней мере, по количеству заслуженных людей. В конце марта правление Союза вместе с председателем правления выдвинули меня в качестве кандидата в руководители нашего объединения. Выборы состоятся в конце апреля. Это не значит, что меня уже выбрали, но правление выразило свою волю.
— То есть Союз кинематографистов ваш проект поддерживает?
— Естественно. Прежде чем что-то начать, я это вынес на правление. Меня поддержали и назначили руководить его развитием. То есть ситуация полностью прозрачная. И центр нужен — в Москве был такой центр, но его, будем говорить прямо, украли. Так что наш будет единственным в стране.
— В чем главные изменения, которые нужны Дому кино?
— Коренные изменения в том, что в Доме кино должны быть не просто кинозалы и кинотеатры. Это такое культурно-досуговое место, в котором можно проводить пресс-конференции, брифинги, открытия и закрытия кинофестивалей, заседания профессиональных клубов, банкеты, некие театральные действия, концерты — залы будут это позволять. Это будет место, в которое можно приходить не только посмотреть кино, но и проводить время, общаться по интересам. Есть огромное желание сделать детский киноклуб. Если детей водят в музеи классами, то почему их не водить смотреть старое советское кино? Многие из них его уже не видели. Им можно рассказывать: как это делалось, как это снималось, рассказывать о артистах. Наши дети уже почти не знают, кто такой Евгений Леонов. А ведь это тоже наше культурное достояние. Мы придумали сделать так, чтобы дети не погружались ни при каких условиях в тусовочную жизнь — у них даже вход будет отдельный. Этот комплекс вообще будет легко трансформироваться — можно весь использовать под фестиваль. Если фестиваль небольшой, то часть здания «отсекается». Может все это функционировать и как отдельные кинотеатры — «Дом кино», «Арт хауз», «Новое кино». Вот что хочется сделать. Но такое ощущение, что, несмотря на поддержку руководства города, губернатора, поддержку кинематографистов, существует какое-то торможение, проект приходится проталкивать, кого-то убеждать в необходимости реализации.
— Изменения, которые нужны в «Доме кино» и «Родине», больше технического характера, или это изменения в головах?
— И такие, и такие. Конечно, более важны изменения в головах. Мне очень многие говорят — какой хороший вы придумали проект. И на этом все, стопор. Потому что в голове все это не укладывается. Не укладывается в голове, что государственный кинотеатр может перестать быть кинотеатром в советском понимании, а стать частью большого комплекса. Естественно, его нужно будет технически переоснастить. Но наш губернатор сказала на совещании, что у города есть возможности сделать все это по последнему слову техники, оборудовать всей возможной современной аппаратурой. Поймите, тут такая ситуация, что никто сторонний деньги не вкладывает. Город и правительство города готовы сами вложить деньги.
— А реально только силами города, без привлечения бизнеса, сделать что-то красивое, не провинциальное?
— Я считаю, что это вполне возможно. Да, делаются красивые проекты силами города. Мне кажется, что и наш будет нисколько не провинциальный, а, напротив, грандиозный, даже имперский.
— Какое кино вы там видите?
— Хочется и предполагается сделать так, чтобы там показывалось не просто авторское кино, но вообще кино высокого уровня. При этом, имея пять залов, можно в одном зале иногда показывать и качественное коммерческое кино. Потому что никто не спорит с тем, что и такое кино бывает качественным. Можно делать недели выдающихся режиссеров — в том числе и наших. Мы можем позволить себе сделать ретроспективу Сокурова, Германа, Кончаловского и так далее.
— Сокуров часто возмущается, что ему дают премии, но не показывают его фильмы…
— Я для этого и пытаюсь создать такой комплекс. Ведь у этого кино есть свой зритель. И мы, поскольку кинотеатр не будет коммерческим, спокойно можем такие вещи показывать и не бояться того, что прогорим. Ведь фильмы Сокурова, к примеру, это социально значимое кино, и, безусловно, составляющая нашей питерской культуры.
— Я легко могу поверить, что город найдет деньги на проект, но с трудом в то, что будет каждый год оплачивать его жизнь.
— Да нет, конечно, зарабатывать мы должны сами. Просто, если это центр культурный и городской, то нет задачи полной коммерциализации. К тому же все фестивали найдут себе дом. Вы не представляете, сколько в городе фестивалей, о которых мало кто знает. А если они все будут в одном месте, если зритель будет знать, когда и где он может каждый год прийти на эти фильмы с такого-то по такое-то число — это будет другое посещение, другая работа. У них даже будут свои офисы прямо у нас. Есть даже идея создать свою газету — о кино, о фестивалях, о кинопремиях. Это же интересно. Идей очень много, и хочется их воплотить. Но все так медленно, что, боюсь, жизни не хватит.
СПРАВКА: Дмитрий Месхиев родился 31 октября 1963 в Ленинграде в семье кинооператора Дмитрия Месхиева-старшего, сообщает ru.wikipedia.org. С 1980 года он работал на киностудии «Ленфильм» ассистентом режиссёра, а в 1988 году окончил режиссёрский факультет ВГИКа, где его наставником был Марлен Хуциев.
В 1990 году по сценарию Валерия Тодоровского Дмитрий Месхиев-младший поставил свой дебютный полнометражный фильм «Гамбринус», взяв за основу одноименный рассказ А. И. Куприна. В 1991 году режиссёр по мотивам романа Анатолия Мариенгофа снял по своему сценарию фильм «Циники», пригласив на главные роли Ингеборгу Дапкунайте, Ирину Розанову, Андрея Ильина, Виктора Павлова. Интерес зрителей привлекла вышедшая в 1993 году драма Дмитрия Месхиева «Над тёмной водой», с участием Александра Абдулова, Ксении Качалиной, Юрия Кузнецова. Особо стоит отметить участие Месхиева в создании киноальманаха «Прибытие поезда», ставшего своеобразным манифестом молодых режиссёров.
В 1997 году Дмитрий Месхиев поставил эротический фильм «Бомба», а в 1998 году — драматическую ленту «Американка». Дмитрий Месхиев снимает клипы и рекламные ролики, был также режиссёром и постановщиком концертов Сергея Курехина.