Этого человека ненавидят. Ненавидят люди «гуманной» профессии. То есть те, кто так или иначе связан с лошадьми. Он тоже относится к ним без восторга. Он считает их варварами и делает все для того, чтобы конного спорта просто не стало. Даже этот самый спорт Александр Невзоров называет «конским». Как навоз.
Сегодня и завтра на Первом канале покажут документально-художественный фильм «Лошадь распятая и воскресшая», сообщает “Комсомольская правда”. Его снял Невзоров, который обижается, когда его называют журналистом, и считает себя лошадником. Предыдущий его проект «Лошадиная энциклопедия» стал невероятно популярным. После этого, кстати, Невзоров и снискал ненависть «профессионалов». Это был жесткий фильм про изуверские методы «воспитания» лошадей.
– Ну не стоит вспоминать ту мягкую, мирную, обзорную историю, – сразу расставляет акценты Невзоров. – Новый фильм отвечает на все вопросы. И даже не призывает к каким-либо спорам, а просто стирает с лица земли.
Мучения лошадей, варварство конского спорта – все это доказано раз и навсегда. Суммированы показания наиболее авторитетных мировых ученых. Это уже не эмоции, а наука.
– Ой, первый-то фильм произвел жуткое впечатление. Я общался с некоторыми людьми, которые хотели вас, как бы помягче сказать… Ну недовольны были, и сейчас они наверняка будут спорить!
– Мне глубоко наплевать на мнение этих людей. Они хотят спорить? Пусть спорят с наукой. А это возможно только с помощью костров. То есть сейчас уже невозможно.
– Фильм получился документально-художественным. Это же сложный процесс – объединить два жанра?
– Это и было самым сложным. В фильме есть история Антуана де Плювинеля. Человека, который создал великую школу общения с лошадью. И есть научная линия. Документальная… Переплавка жанров действительно далась нелегко, но в итоге все получилось. Это исчерпывающий фильм. После него вопросов уже не остается.
– Лошади все-таки довольно специальная тема, вы думаете, она всех зацепит?
– Это фильм про людей на самом деле. Про ту меру деградации, до которой может дойти человек. Про выбор нормальности или подлости.
– Наверняка найдется кто-то, кто скажет: чего он лошадей-то жалеет? Людей бы пожалел…
– Я не считаю себя специалистом по людям и профессиональным «жалельщиком». Просто по отношению к лошадям можно судить и о качестве людей. Иногда человечеству просто надо показать, что что-то не так. Скажем, великий Пушкин, «наше все», спокойно торговал людьми, продавал крепостных и не видел в этом проблемы. А скажи ему: блин, что творим-то? Он бы понял. Есть великая фраза Эйнштейна: «Разум, однажды раздвинувший свои границы, уже никогда не вернется в границы прежние». Иногда хорошего человека надо просто подтолкнуть куда надо…
– У вас же свои лошади есть…
– Да, четыре, и все они снялись в фильме.
– То, как вы с ними обращаетесь, едва ли не на уровне взглядов, непосвященного просто шокирует…
– Правда? Я как-то на это уже и внимание перестал обращать. Я рядовой мастер. Просто хотелось показать, что с лошадью можно общаться нормально. Без любых варварских приспособлений… Без этой дикости.
– Но ведь любая дрессировка – дикость. А как тогда с цирком быть?
– Мы займемся и цирком. Обещаю. У меня на столе – протокол, составленный после смерти тигра дрессировщика Багдасарова. У животного 18 хронических заболеваний! Тигр страдал, но до последних дней выходил на арену. Его заставляли выступать и паясничать. И в таком состоянии все звери в цирке.
– Чтобы добавить пафосности проблеме, обычно голос за кадром говорит: «А еще это многомиллионный бизнес». Конный, простите, конский спорт у нас тоже индустрия?
– У нас нет. В Австралии, Франции, Великобритании – да. Только поэтому у нас и стало возможно его тяжелое поражение. Еще не смерть, но он рухнет в навоз обязательно. Они не смогли помешать огню под именем Невзоров разгореться.
– Остальные страны мира это тоже почувствуют?
– Обязательно. Мои книги переводятся, интерес огромный. Специалисты же все это и так знают. Но они говорят: чтобы снять такой фильм, надо быть русским. Потому что у нас еще есть это самое отсутствие политкорректности и есть отвага.
Я собрал их вместе и спросил: кто считает это преступлением – поднимите руки!
– Какая реакция будет у общества на ваше кино? Это зацепит?
– Честно говоря, мне не важна реакция. Я не журналист и никогда себя таковым не считал. Да и что сейчас смотрят – для меня загадка. Просто у меня нет телевизора. Совсем. Лет шесть назад сделали ремонт, а телеточку забыли вывести. Так и осталось. Оказалось, телевизор мне вовсе не нужен…
КСТАТИ, в этом году на Олимпиаде в Пекине сборная России по конному спорту будет представлена во всех трех видах программы. Раньше столь солидное представительство у нашей страны было только на Олимпийских играх 1980 года в Москве, когда сборная СССР завоевала три золотые медали.
Первый канал
«Лошадь распятая и воскресшая»
понедельник – вторник, 23.30.
Интересные факты о фильме (www.1tv.ru)
• Весь реквизит, все игровые атрибуты в фильме только подлинные! Подлинные шпаги XVII века, хлысты XIX века. Подлинные масонские и тамплиерские реликвии. Даже бумага в кадре, на которой пишет ученик Плювинеля Де Мену – это реальная писчая голландская бумага XVII века. На пальце самого Плювинеля – подлинный рыцарский тамплиерский перстень XIV века.
Все реплики героев, все фразы – не написаны сценаристом, а выбраны из их сочинений.
• Работа над фильмом продолжалась два года. За это время собралось около 10 часов чистого материала – специализированных “манежных” съемок, содержащих фиксацию процессов обучения в Школе. Фильм так долго был в производстве отчасти и потому, что официальное оформление иппологических, криминалистических, анатомических, судебно-медицинских экспертиз и экспериментов, которые стали одной из основ фильма, – дело долгое и непростое. Но именно эти экспертизы, которые по завершении приобретают статус научно доказанных фактов, были чрезвычайно важны.
• Не раскрывая всех разгадок загадочной фразы из секретной книги, скажем, что Александру Невзорову удалось найти того коня, “который был отобран для дьявола, но которого дьявол не коснулся”. И здесь не обошлось без Булгакова и его “Мастера и Маргариты”!
АНОНС ФИЛЬМА