В канун 9 мая ветеран Великой Отечественной войны из Санкт-Петербурга, 83-летний Антон Караванец направил письмо президенту США Бараку Обаме. Автор обращения пишет, что в 1945 году, после вызволения американских военнопленных, ему предлагали переехать на ПМЖ в страну больших возможностей. Тогда он отказался. Прожив 66 лет сначала в СССР, а затем в России, инвалид 2 группы передумал, сообщает «Фонтанка.ру».
18-летним новобранцем Караванец воевал с Японией на территории Китая. «В ходе боев наша 262 дивизия 39 Армии, в которой я тогда был рядовым, освобождала из плена американских военнослужащих, захваченных японскими агрессорами, — говорится в письме. — Операция проводилась в конце августа 1945 года в городе Мукдене. В ответ на наши героические действия руководство американской армии предлагало нам в качестве благодарности перебраться на территорию США с целью начать новую жизнь». На столь заманчивое предложение советские солдаты ответили отказом, опасаясь за судьбу своих близких, которые останутся на территории государства с авторитарным режимом.
После войны Караванец долгое время жил в Сибири. 10 лет назад перенес операцию по удалению раковой опухоли, после чего продал квартиру и переехал в Петербург к сыну. Пять лет назад у него умерла жена. Во время кризиса сын продал квартиру, в которой они все вместе жили.
После указа президента Дмитрия Медведева, гарантировавшего обеспечение всех участников Великой Отечественной жильем, ему отказали, мотивируя это тем, что он прожил в Северной столице менее 10 лет.
«Если возможно, донесите информацию обо мне ветеранским организациям в Вашей стране и СМИ. Очень хотелось бы узнать о судьбе американских военнопленных, которых я спас от смерти, живы ли они, и, если возможно, встретиться с ними. Я понимаю, что жить мне осталось недолго, и очень надеюсь, что моя просьба будет воспринята Вами правильно», — написал Караванец.
В консульстве США письмо зарегистрировали и гарантировали отправку его главе Соединенных Штатов. В настоящее время Антон Антонович находится в больнице — борьба с русской бюрократией серьезно подорвала здоровье пожилого человека. В качестве постскриптума ветеран написал, что очень жалеет о том, что более полувека назад отказался от предложения переехать.
«Можно ли сейчас воспользоваться приглашением? Возможно, Вы меня сочтете сумасшедшим, просто я знаю, что Вы можете делать чудеса. Мне 83 года, я еще полон сил и желания жить, но я не нужен своей стране. Может быть, Ваша страна примет участие в моей судьбе?»
Издание отмечает, что сотни солдат-освободителей по всей России, несмотря на то, что им клятвенно обещали дать жилье еще в прошлом мае, до сих пор натыкаются на те или иные чиновничьи препоны и вынуждены вступать в новую войну.
По-настоящему остро вопрос с обеспечением ветеранов жильем встал в преддверии 65-летия Победы, когда Медведев своим указом потребовал прекратить унижение участников Великой войны. Миллиарды выделенных из бюджета рублей позволили чиновникам торжественно вручить тысячи ключей и отрапортовать, что все, кто встал на жилищный учет до 1 марта 2005 года (28 тысяч 494 ветерана) обеспечены квартирами.
При этом вопросы качества жилья государственных мужей мало интересовали. Главное, выполнить задачу, поставленную президентом. После юбилейного Дня Победы начали выделять жилье тем, кто встал на учет после 1 марта 2005 года. По данным Минрегиона, это 119 тысяч 229 человек, из них получили квартиры 28 тысяч 823 ветерана.
* * *
ГАZЕТА.СПБ нашла копию иска в суд, подписанную Караванцем А. А. в связи с отказом предоставления жилплощади. Из документа понятно, почему и как власть обидела ветерана. Вот она:
Заявление
(Об оспаривании отказа Администрации Адмиралтейского района об отказе в постановке на учет гражданина Караванец А.А., в качестве нуждающегося в жилом помещении).
21.01.2010 г., я Караванец А.А., подал заявление в администрацию Адмиралтейского района (приложение № 2, расписка в получении документов), с просьбой поставить меня на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и обеспечить меня жильем один раз, в виде меры социальной поддержки ветеранам В.О. войны, определенной Указом Президента РФ № 714 от 07.05.08 г.
10.03.2010 г., я получил ответ из жилищного отдела администрации, исх. № 2 – 10 от 26.02.10 (приложение № 3), с отказом в постановке меня на учет как нуждающегося в жилом помещении.
В мотивировочной части ответа указано, что в соответствии с законом, субъекта федерации – г. Санкт – Петербурга от 19.07.2005 г., № 407 – 65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма в СПб», нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, проживающие в СПб, более 10 лет, и признанные по установленным ЖК РФ основаниям, нуждающимися в жилых помещениях.
Из предоставленных мной документов явствует, что я проживаю в СПб, с 2009 года, т.е., менее 10 лет, соответственно приему на учет, в качестве нуждающегося в жилом помещении не подлежу.
Тем не менее, считаю данный отказ администрации Адмиралтейского района неправомерным, нарушающим мое право на получение меры социальной поддержки, в виде предоставления жилья от государства как ветерана В.О. войны, по следующим основаниям;
В СПб я проживаю и зарегистрирован постоянно с 27.07.09 г., по адресу ул. Бумажная …………..
В соответствии с жилищной политикой Санкт-Петербурга, п.7 городского Закона, для принятия гражданина на жилищный учет, устанавливается срок проживания заявителя и членов его семьи в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет, при этом он должен предоставить документы, подтверждающие его фактическое проживание (ст.1. Закона), т.е., документы, подтверждающие его регистрацию по месту жительства.
Данные положения корреспондируются с предыдущим нормативным актом правительства г. Ленинграда – Решением № 712/6, от 07.09.1987 г., Исполнительного комитета г. Ленинграда «Об утверждении правил учета граждан». П.16 Решения устанавливал; что нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, непрерывно и длительное время (как правило, не менее 10 лет) проживающие в Ленинграде с постоянной пропиской.
Тем не менее, указание о прописке, а в действующем Законе о наличии регистрации гражданина, для его принятия на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, идет в нарушение гарантии конституционного права граждан на жилище, признаваемого и гарантируемого Уставом Санкт-Петербурга в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Данное утверждение подтверждается Постановлением Уставного суда СПб от 19.07.2004 г., № 035 – П, в котором разъяснено, что сложившаяся практика, в соответствии с которой для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий необходимо наличие регистрации по месту жительства (ранее — постоянной прописки), в настоящее время не соответствует Уставу Санкт-Петербурга, его пункту 1 статьи 3, в той части, в какой положения пункта 16 содержат указание на наличие постоянной прописки (условия признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий).
Сопоставляя положения Закона Санкт-Петербурга № 407 – 65 от 19.07.2005 г. и федеральные нормы главы 7 ЖК РФ регламентирующие отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ст.ст. 49 – 59 ЖК РФ), можно сделать вывод о том что, вопрос о конкретном сроке постоянного проживания, так называемого «ценза оседлости», как обязательном условии признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, Жилищным Кодексом Российской Федерации не решен, хотя и не предусмотрен, не предусмотрен он и ГК РФ.
Однако, оценивая нормы регионального законодательства с положениями ч. 2 ст. 49 ЖК РФ, регулирующей предоставление гражданину жилого помещения по договору социального найма можно заметить, первые регулируют предоставление жилых помещений из муниципального жилищного фонда, а вторые — из жилищного фонда субъекта РФ, что предполагает предоставление помещений
Согласно ч. 2 ст. 14 ЖК РФ в субъектах РФ — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге перечни отнесенных настоящим Кодексом к компетенции органов местного самоуправления вопросов, которые решают органы местного самоуправления на территориях каждого из этих городов, определяются законами данных субъектов РФ.
Иные вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции органов местного самоуправления и не включенные в указанные перечни, решают органы государственной власти данных субъектов РФ.
В то же время законодатели Москвы и Санкт-Петербурга, не включив указанное полномочие в перечни вопросов местного значения, тем самым фактически определили, что соответствующая функция должна быть реализована органами государственной власти данных субъектов РФ за счет собственного жилищного фонда.
В этом смысле ч. 2 ст. 14 ЖК РФ позволяет рассматривать выражение «малоимущим гражданам по договорам социального найма предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда» как подлежащее расширительному толкованию в части принадлежности жилищного фонда не только к муниципальному, но и — при определенных условиях — к жилищному фонду субъекта РФ.
Имея в виду действительный объем правового регулирования данной нормы федерального закона в Санкт-Петербурге, малоимущим гражданам жилые помещения по договорам социального найма должны предоставляться в порядке именно ч. 2 ст. 49 ЖК РФ.
Иными словами — органами государственной власти субъекта РФ, за счет жилищного фонда субъекта РФ и всем малоимущим гражданам, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от срока их проживания в данных городах федерального значения.
На основании ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» впредь до приведения в соответствие с Жилищным кодексом РФ законов и иных нормативных актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ и настоящему Федеральному закону.
С учетом этого данный отказ администрации Адмиралтейского района СПб в принятии меня на учет как нуждающегося в жилом помещении предоставляемого по договору социального найма, в связи с тем, что я не прожил в соответствующем городе федерального значения в общей сложности 10 лет, считаю неправомерным.
Кроме того, Законом № 327 – ФЗ от 29.12.09 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах»», вступившим в силу 04.01.2010 г., введены изменения и дополнения в действующий Указ Президента № 714 от 07.05.08 г., в отношении предоставления жилья ветеранам В.О. войны. В частности, в Законе отменено указание на то, что ветераны, вставшие на учет после 01.03.2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии ЖК РФ. Заменено данное положение словами «Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз».
В указанном федеральном законе подчеркивается, что по отношению к участникам и ветеранам В.О., нормы ЖК РФ, должны применяться избирательно и использоваться в каждом конкретном случае с учетом особенностей сложившейся ситуации.
Вследствие вступления в законную силу № 327 – ФЗ от 29.12.09 г., тех изменений, которые произошли в законе СПб, в отношении жилищной политики СПб, считаю, что предоставление жилья ветеранам В.О. войны, коим я являюсь, путем постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, не может быть ограничено временем их проживания в СПб, не менее 10 лет.
Следует также отметить, что в отношении ветеранов В.О., применение указанного временного лимита, установленного городским законом № 407 – 65 от 19.07.2005 г., является, по меньшей мере, не корректным применением данной нормы права, исходя из их пожилого возраста.
Последующими нормативными актами СПб, Распоряжением правительства СПб от 29 декабря 2009 г. N 156-рп, по реализации в Санкт-Петербурге Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12.11.2009 г., особо отмечена, необходимость реализации губернаторской благотворительной программы по оказанию помощи ветеранам В.О. войны «Долг» (п. 3.70.).
Ключевая задача, поставленная для разрешения – обеспечение жилыми помещениями ветеранов В.О. войны подпадающих под действие Указа Президента № 714 от 07.05.08 г., за счет предоставления в установленном порядке жилых помещений государственного жилищного фонда СПб, на средства именно федерального, а не муниципального фондов, также безвозмездных субсидий на приобретение, либо строительство жилых помещений (п.п. 3.3.).
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 131, 132, 254, 255 ГПК РФ
Прошу суд;
- Признать отказ жилищного отдела Администрации Адмиралтейского района № 2 – 10 от 26.02.10 г., в постановке меня, Караванец А.А., на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий – неправомерным, как несоответствующий Указу Президента РФ № 714 от 07.05.08 г., губернаторской благотворительной программе по оказанию помощи ветеранам В.О. войны «Долг». (конец документа)