Очевидцы утверждают, что самолет в небе делал нечто похожее на «мертвую петлю». И как уже сейчас говорят профессионалы, летчик не смог выйти из «плоского штопора». И пилот, и три его пассажира погибли.
Сначала жителям поселка Ропша показалось, что самолет демонстрирует фигуру высшего пилотажа. На смену интересу пришел испуг, совершенно внезапно, после нескольких кругов в небе над полем, частная машина ЯК-18 стала резко падать, кружась по спирали.
Лидия Кузнецова, очевидец: «Они кружили над нашим домом… И вдруг прекратил работать мотор, я подняла глаза и увидела, как он камнем летит вниз».
СЮЖЕТ 100ТВ
Такое планирование у авиаторов называется «плоский штопор». Это особое критическое состояние самолета, вывести из него машину практически невозможно, как и выжить после такого падения, даже если произошло оно на небольшой высоте.
Одним из первых свою версию случившегося высказал заслуженный летчик России Вадим Базыкин. Его предположение – самолет не вышел из мертвой петли. Пилот, демонстрируя возможности аппарата, мог не учесть какие-то моменты, когда на борту люди – меняется и вес машины, и его центровка. По мнению Базыкина, основная ошибка пилота была в том, что он выполнял фигуры пилотажа с пассажирами на борту.
Вадим Базыкин, заслуженный летчик России: «Давайте все-таки жалеть пассажиров. Вот меня можно брать к себе, я летчик, я летчиком-испытателем работал. Я отвечаю за свою жизнь, я понимаю, куда я иду. Но если вы приглашаете людей, надо понимать, что это не карусель. Это самолет».
Правда, по данным аэропорта «Гостилицы», с которого стартовал ЯК-18, показательный полет был разрешен. Самолет был исправен и управлялся летчиком со стажем. Коллеги погибшего, пилоты аэропорта говорят о том, что трудно представить, из-за чего может растеряться профессионал на малой высоте.
Валерий Калашников, пилот-инструктор: «Такие вещи случаются обычно после полета, во время полета пилот сосредоточен целиком и полностью».
Впрочем, человеческий фактор исключить все-таки невозможно. Проверка продолжается. Уже сегодня с обломками самолета должны начать работать специалисты Межгосударственного авиационного комитета.
На этой неделе это уже вторая авиакатастрофа. Напомним, что 15 августа около 21:00 потерпел крушение легкомоторный четырехместный частный самолет, принадлежащий жителю Петербурга. Сейчас обломки изучает спецкомиссия Международного авиакомитета. Пока известно лишь, что вылет самолёту не разрешали, владелец вообще говорит, что ничего не знал о полёте. Как сообщают анонимные источники в МЧС, есть также основания считать, что все, кто был в кабине в момент аварии, были пьяны. Расследование продолжается.
Фото: Пресс-служба ГУ МЧС России по Ленинградской области