Коллекционер Андрей Васильев просит министра культуры Владимира Мединского провести проверку запасников Русского музея. Антиквар утверждает: в фонды одного из главных картинных хранилищ страны проходили посторонние лица и даже, возможно, изготавливали там подделки. В музее обвинения отрицают. Между тем, правоохранительные органы уже год перекидывают материалы и не решаются возбудить уголовное дело по факту продажи Васильеву поддельной картины Бориса Григорьева, пишет «Фонтанка.ру».
История коллекционера Андрея Васильева началась в 2009 году, когда он купил у своего знакомого Леонида Шумакова картину Бориса Григорьева «В ресторане» 1913 года за 7,5 миллионов рублей. Однако в апреле 2011 года в Русском музее (ГРМ) открылась выставка работ Бориса Григорьева, в каталоге которой была заявлена картина «Парижское кафе», один в один — как у Васильева.
И с музейным полотном, и с подделкой, которая, как подтвердилось позже в результате экспертизы, досталась коллекционеру, было связано имя Елены Баснер, бывшего искусствоведа Русского музея. В 2009-м, как удалось выяснить Васильеву, именно она передала Шумакову полотно, якобы происходящее из «хорошего петербургского дома».
Позже коллекционер узнал, что григорьевское полотно Баснер якобы получила от гражданина Эстонии Михаила Аронсона. «Я не пожалел времени и отправился в Таллин. Выяснилось, что Аронсон – неоднократно судимый уголовник, никогда не живший в Ленинграде, – уточняет Андрей Васильев. – Можно было подумать, что в истории с картиной он, скорее, играет роль подставного лица».
15 июня 2011 года Васильев обратился с заявлением о совершении в отношении него мошенничества в особо крупном размере бывшей сотрудницей Русского музея в так называемый «антикварный» отдел оперативно-разыскной части № 3 ГУ МВД России по Петербургу и Ленобласти. Постановление об отказе районные следователи подписывали еще дважды. Оно отменялось то руководством следственного управления, то прокуратурой.
В марте 2012-го коллекционер пошел искать правду в Петроградский районный суд, куда подал жалобу на бездействие следователя Тимофея Нилова, которому к тому времени были переданы материалы.
Уголовное дело так и не возбуждено. Это, кстати, беспокоит не только коллекционера, но и «антикварный» отдел ГУ МВД. Его руководитель Владислав Кириллов рассказал «Фонтанке», что неоднократно обращал внимание главка на ситуацию с «перекидыванием» материалов по заявлению Васильева. Но только в последнюю неделю обнаружились какие-то подвижки. Сейчас решается вопрос о том, чтобы уголовное дело все-таки было возбуждено и передано под контроль Генпрокуратуры.
Напомним, в 1997 году были осуждены знаменитый контрабандист Моисей Поташинский и сотрудница Русского музея Татьяна Король. Они подменили несколько хранящихся в этом учреждении картин Павла Филонова на копии, чтобы продать подлинники. Крупные кражи произошли также в 1978-1981 годах, когда семь рисунков Филонова из фондов ГРМ попали за границу. Они обнаружились в 1983 году в Центре имени Жоржа Помпиду, и лишь в 2000 вернулись в Россию.