Теперь горожане-налогоплательщики, на деньги которых театры по сути и существуют, могут сами сопоставить театры по соотношению расходов из госбюджета и доходов, посещаемости, интенсивности проката спектаклей, определить лидеров и лузеров. Список показателей далеко не полон, но это, несомненно, первый шаг, спасающий театры от волюнтаризма властей, против которого сами театры так долго и упорно боролись, пишет Фонтанка.ру.
Оценка деятельности театров достаточно проблематична из-за неочевидности критериев. Разговор о необходимости критериев встал ребром, когда полтора года назад по инициативе вице-губернатора была собрана комиссия, призванная оценить деятельность Театра комедии им. Н. П. Акимова. Работа комиссии повлекла за собой серию скандалов и не принесла никаких результатов. Теперь же критерии ясны и на их основе составлена сводная таблица показателей.
Так, например, если сравнить по количеству полученных из госбюджета и заработанных средств, заполняемости зала и количеству спектаклей, сыгранных в Петербурге, мы получим несколько явных лидеров. Среди драматических театров это «Приют комедианта» (получили 29 млн, заработали 36,5 млн, заполняемость зала — 83 процента, сыграно спектаклей в Петербурге — 326), Молодежный театр на Фонтанке (84,5 млн / 61,7млн / 96 процентов/ 508).
Для увеличения нажмите на картинку
Отдельно стоит назвать организовавшийся год назад театр «Мастерская» (его основу составили выпускники курса Григория Козлова в петербургской Театральной академии). Имея катастрофически невыгодное расположение (бывшее здание Театра «Буфф» на Народной, 1, — от станции метро «Ломоносовская» на транспорте через Володарский мост), театр умудрился, получив от города 2.3 млн, заработать 7,5 млн и достичь 69-процентной посещаемости. Заслуги здешнего директора, лауреата премии «Прорыв» в номинации «Лучший молодой менеджер» Михаила Барсегова трудно переоценить.
Явные проблемы (опять-таки в драматических театрах) существуют у «Балтийского дома» (получили 89 млн, заработали почти 52 млн, заполняемость зала — 58 процентов, сыграно спектаклей в Петербурге — 405), у Театра им. В. Ф.Комиссаржевской (66,8 млн / 46,6 млн / 65 процентов / 283). Крайне странной выглядит посещаемость 69 процентов для Театра комедии им. Н. П. Акимова, который расположен в центре Невского проспекта — фактически на Бродвее.
Не слишком высока посещаемость в детских театрах: тут лидирует Театр марионеток им. Е. С. Деммени — 79 процентов, а самым проблематичным остается ТЮЗ им. А. А. Брянцева — 63 процента (я не упоминаю здесь Театр на Неве — качество постановок не выдерживает никакой критики, о чем много лет твердит представителям комитета по культуре театральное сообщество). Но в том, что касается качественного уровня детского искусства в городе в целом, оно растет от сезона к сезону, а заработанные средства тут вряд ли стоит обсуждать: это тот вид театра, который требует самой серьезной финансовой поддержки, ибо цены на билеты в нем должны оставаться минимальными.
Отдельной строкой в исторически значимой сводной таблице стоит заработная плата театральных сотрудников. По идее эти цифры, конечно, ключевые. И начинать надо бы с них. В детских театрах месячная зарплата колеблется от 14 до 20 тысяч в месяц, во взрослых она неощутимо повыше. Требовать от людей, которые занимаются творчеством за такие деньги, остальных высоких показателей даже и неэтично. Но это уже особая проблема, говорящая о государственных приоритетах, о внимании к бюджетной сфере в целом и к культуре в частности. И она не должна нивелировать значение перспективных действий со стороны администрации, обнародовавшей цифры, до сих пор бывшие достоянием лишь чиновников.