Алексей Балабанов, в сущности, режиссер непризнанный. Он сам делает все для того, чтобы это было именно так. Нарочно разрушает стройность своих замыслов, подбрасывая в них элементы, в равной степени раздражающие и прогрессивную, и консервативную общественность.
Отказываясь играть по нотам политкорректности, добился того, что его фильмы не берут крупные международные фестивали. (В отличие от других наших режиссеров Балабанова это, впрочем, ничуть не расстраивает, ведь он последовательно не любит «буржуев».) Заслужил от Алексея Германа (под чьим началом дебютировал в Петербурге) нелестное сравнение с Вагнером. Дескать, только гениям позволено быть ксенофобами. Прозвучало это верное замечание вслед за фразочкой о «гнидах чернож…х», вышедшей из народа и после «Брата» ушедшей назад в народ, пишет «Комсомольская правда».
Алексей Балабанов. Фото seance.ru
Не ударивший пальцем о палец ради общественного признания, всегда открыто пренебрегавший любыми мнениями о себе, Балабанов отказывается признавать и любые жанровые условности. Рассказывая, в общем, всегда одну и ту же историю (кто-то верно подметил, что в центре картин Балабанова — сюжет о чужаке в незнакомом или враждебном ему окружении), он постоянно меняет жанры и стили.
Дебютировал эстетскими экранизациями Беккета и Кафки, которые мало кто видел. Навсегда порвал с эстетством, соорудив «попсового» «Брата» и его продолжение (серию «народных хитов» Балабанова продолжили уморительный комикс «Жмурки» из жизни российских бандюков 1990-х годов и душная дамская мелодрама «Мне не больно» с Ренатой Литвиновой). В перерыве между «Братьями» Балабанов снял картину «Про уродов и людей», открывшую в его творчестве плодотворное направление «патологического реализма», сполна реализованное в последующих его «проклятых шедеврах» — «Грузе 200» и «Морфии». Фильмах во всех смыслах исторических, вскрывающих гнойные раны нашего прошлого, а также настоящего и, увы, будущего. Ибо Россия, как показывает в своих картинах радикал и славянофил Балабанов, никогда не устанет наступать на одни и те же грабли….
СПРАВКА: Алексей Октябринович Балабанов родился в Свердловске 25 февраля 1959. В 1981 году окончил переводческий факультет Горьковского педагогического института иностранных языков. В 1982—84 гг. проходит службу офицером в Советской Армии (воздушно-десантные войска), участник войны в Афганистане.
Работал ассистентом режиссёра на Свердловской киностудии. В 1990 г. окончил режиссёрское отделение Высших курсов сценаристов и режиссёров (экспериментальная мастерская «Авторское кино» Л. Николаева, Б. Галантера).
С 1990 года живёт и работает в Санкт-Петербурге. С 1992 года является соучредителем кинокомпании «СТВ», при помощи которой снял большинство своих фильмов.
Женат на Надежде Васильевой.
Фильмография
1. 1985 — Раньше было другое время — режиссёр
2. 1989 — Настя и Егор (документальный) — режиссёр. Дипломная работа Алексея Балабанова на Высших режиссерско-сценарных курсах
3. 1990 — О воздушном летании в России (документальный) — режиссёр
4. 1991 — Счастливые дни — режиссёр, сценарист
5. 1991 — Пограничный конфликт — сценарист (совместно с В. Суворовым)
6. 1994 — Замок — режиссёр, сценарист (совместно с С. Сельяновым)
7. 1995 — Трофимъ (новелла в киноальманахе Прибытие поезда) — режиссёр, сценарист (совместно с С. Сельяновым), актёр
8. 1997 — Брат — режиссёр, сценарист
9. 1998 — Про уродов и людей — режиссёр, сценарист
10. 2000 — Брат-2 — режиссёр, сценарист
11. 2002 — Война — режиссёр, сценарист
12. 2002 — Река — режиссёр, сценарист (совместно c Э. Паязатяном)
13. 2004 — Американец — режиссёр, сценарист
14. 2005 — Жмурки — режиссёр, сценарист (совместно c С. Мохначевым)
15. 2006 — Мне не больно — режиссёр, сценарист (совместно c В. Мнацакановым)
16. 2007 — Груз 200 — режиссёр, сценарист
17. 2008 — Кино — режиссёр, сценарист
18. 2008 — Морфий — режиссёр
Награды и премии
За фильм «Счастливые дни»:
1991 Приз «Грезы Парижа» на кинофестивале в Заречном
1991 Приз жюри критиков «За создание целостного кинематографического мира и бескомпромиссное следование изначальному авторскому выбору» на кинофестивале в Заречном
1992 Приз за лучший полнометражный фильм на кинофестивале «Дебют» в Москве
За фильм «Замок»:
1994 Приз жюри киноклубов на кинофестивале «Кинотавр» в Сочи
1995 Специальный приз жюри на кинофестивале «Литература и кино» в Гатчине
1995 Премия им. Г. Козинцева на конкурсе профессиональных премий киностудии «Ленфильм»
1995 Приз «Золотой гвоздь» в номинации «Киноманифест» Международного кинофестиваля молодого кино «Кинофорум»
За фильм «Прибытие поезда»:
1995 За лучший фильм года — приз кинопрессы
1996 Приз «Кентавр» Международного кинофестиваля «Послание к Человеку» в Санкт-Петербурге
1996 Приз FIPRESCI на кинофестивале «Кинотавр» в Сочи
1996 Приз Гильдии киноведов и кинокритиков на кинофестивале «Кинотавр» в Сочи
За фильм «Брат»:
1997 Специальный приз жюри Международного кинофестиваля в Котбусе
1997 Приз FIPRESCI Международного кинофестиваля в Котбусе
1997 Гран-при «Золотая медаль» Международного кинофестиваля в Триесте
1997 Специальный приз жюри Международного кинофестиваля молодого кино в Турине
1997 Приз FIPRESCI Международного кинофестиваля молодого кино в Турине
1997 Гран-при кинофестиваля «Кинотавр» в Сочи
За фильм «Про уродов и людей»:
1998 Гран-при «Фестиваль фестивалей» в Санкт-Петербурге
1998 Специальный приз жюри «За режиссёрский профессионализм и цельное стилевое решение» на кинофестивале «Кинотавр» в Сочи
1998 Гран-при — премия «Золотой Овен»
1998 За лучший игровой фильм «Про уродов и людей» — премия «Ника»
2007 Главный приз «Золотая роза» на кинофестивале «Кинотавр» в Сочи
За фильм «Груз 200»:
2007 Премия Российской гильдии кинокритиков на кинофестивале «Кинотавр»