В советское время фотография рассматривалась преимущественно как прикладной вид деятельности или художественной самодеятельности. Художественные музеи игнорировали это искусство вплоть до начала 1990-х годов, сообщает сайт Русского музея.
Проект куратора Валерия Вальрана — собрание одиночек и маргиналов, не имевших ни общей идейной платформы, ни хотя бы внешнего формального сходства; некоторые из них даже не были друг другу представлены, пишет «Афиша». Четырнадцать очень разных авторов объединяет один-единственный признак: они не могли выставляться официально.
«Под парашютом» выставлялись 13 авторов, кто-то потом отошел от фотографических дел, остались Самарин (Валентин Тиль Мария), Борисы Смелов и Кудряков, Геннадий Приходько, Леонид Богданов, Слава Михайлов, Ольга Корсунова и Владимир Окулов.
Слава Михайлов. Динара Асанова (Кинорежиссер). Ленинград. 1970
У Самарина шансов на официальную выставку не было вовсе: он неспешно блуждал в дебрях метафизики и прочей абстракции, а на требование объясниться выдавал такой терминологический ряд, что у нетерпеливого КГБ сводило мозги, — в общем, к 1981 году его выставили из страны. Борису Смелову однажды повезло: в 1975-м по какому-то недосмотру Выборгский фотоклуб в одноименном ДК организовал его выставку — ее закрыли на следующий же день (хотя в пейзаже и натюрморте, которым Смелов отдавал предпочтение, политики было не больше, чем в бутылке кефира с зеленым козырьком из фольги, — больше было меланхолии заметно алкогольного свойства). Кудрякова не выставляли за то, что он подписывал свои натюрморты какими-то невменяемыми названиями и любил трущобы. Приходько снимал обнаженку: эдакий Тинто Брасс, если его запереть с мясистой славянской моделью где-нибудь в карельских лесах. Богданов, исполнявший вполне лояльный пейзаж, ну разве что с сюрреалистическим оттенком, слыл человеком не слишком благонадежным из-за тусовок в своей лаборатории.
Ольга Корсунова. Борис Смелов. Ленинград. 1970-е
Корсунова же, Михайлов и Окулов, бывший мужем поэтессы Вознесенской и потому не испытывавший недостатка в гениях, снимали портреты людей настораживающе богемного вида. В частности, прославленный Довлатовым поэт Охапкин, отказавшийся от женитьбы на том основании, что невеста «медленно ходит, а главное — ежедневно жрет», был одним из любимых окуловских персонажей.
Владимир Окулов. В. Окулов и Н. Лазарева (после возвращения из лагеря). Ленинград. 1985.
Куратор Вальран присоединил к этим творческим единицам еще шестерых: Матренина, Фалина, Шишкова, Звягина, Подгоркова и Антоненко.
Пти-Борис Смелов. Без названия. Ленинград. Ноябрь. 1985