Неизвестные люди во время антракта вывесили баннер с этими словами и разбросали листовки следующего содержания «Самое страшное для актера — стать куклой в руках Карабаса-Барабаса, либо мы молчим и подчиняемся, либо у нас есть голос и будущее. В жизни свои роли мы выбираем сами».
На обратной стороне листовки объяснялось, что Карабасом Барабасом является никто иной, как глава петербургского комитета по культуре Николай Буров, начавший реформу в петербургских театрах, сообщает Фонтанка.ру.
Напомним, в трех городских театрах с 1 января 2008 года реформируют труппы, а в остальных штатное расписание сократят примерно на 10%. Именно таким образом Комитет по культуре Петербурга намерен бороться с «застоем» в городских культурных учреждениях.
Решение о переходе с 1 января 2008 года «на новую систему оплаты за услуги, оказываемые художественным и артистическим персоналом» администрации всех трех театров приняли практически одновременно, в сентябре 2007 года. Сами актеры узнали о нем в начале ноября, когда их предупредили о предстоящем увольнении. Толчком для решений стало постановление комитета по культуре «Об утверждении предельной штатной численности работников государственных учреждений культуры, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга» от 4 июля 2007 года, пишет «Коммерсант».
Первые три театра – «Мюзик-Холл», «Балтийский Дом» и Большой театр кукол – лишатся своей труппы сразу после Нового года. Однако тот же или обновленный состав актеров в дальнейшем задействуют не на штатной, а уже на договорной основе.
Актеры теряют в зарплате, теряют льготный стаж, теряют пенсию, теряют отпуск и больничный. Нам говорят все справедливо, но это справедливость волчьего капитализма», — так интерпретируют суть этой реформы авторы листовки.
Как стало известно Фонтанке.ру, ответственность за акцию взяла на себя некая таинственная группа под названием «ХУ Я-КА» (по данным Фонтанки.ру это эпатирующая аббревиатура расшифровывается всего лишь как ХУдожественная ЯчейКА», хотя известна и другая интерпретация — хулиганская ячейка коммунистического авангарда). Предыдущей ее нашумевшей акцией в сентябре этого года было забрасывание яйцами с краской рекламного билборда с изображением режиссера Федора Бондарчука на углу проспекта Говорова и улицы Шкапина.
Глава петербургского комитета по культуре Николай Буров воспринял происшествие с юмором, и в ответ на просьбу прокомментировать инцидент рассказал корреспонденту «Фонтанки» следующий анекдот и предложил считать его комментарием:
«Каморка Папы Карло. В углу плачет изнасилованная Мальвина, на стене ржавыми гвоздями приколочена шкурка Артемона, в камине догорает нога Буратино. Из кресла папы Карло грузно поднимается Карабас-Барабас. Он достает сигареты, берет ногу Буратино, прикуривает, садится обратно в кресло:
-Дааааа, — протягивает Карабас-Барабас, — не о таком театре я мечтал….»
Напомним, что в самом комитете по культуре и в дирекции Балтийского дома считают, что реформа, против которой протестовала «ХУ Я-КА», на самом деле призвана спасти петербургские театры.
«Мы просто хотим перевести актеров на договорные отношения, чтобы они получали зарплату по тому, сколько работают, а не просто за то, что они актеры», — объяснил Николай Буров.