Прокуратура порекомендовала отменить сомнительное распоряжение, которое было издано комитетом 6-го декабря.
Распоряжение КГИОП о введении временных зон охраны объектов культурного наследия и их режимов 6 декабря было опубликовано в спецвыпуске Вестника администрации Петербурга.
Документ подписан председателем ведомства Верой Дементьевой еще 21 августа этого года. Согласно распоряжению, прежние зоны охраны, введенные в 1988, утрачивают свою силу. Объединенная охранная зона исторического центра Петербурга заменяется на зонирование, заложенное в генплане 2005 года. По своей площади новые охранные зоны уступают прежним в 4,5 раза и имеют значительно менее строгие обременения, фактически это означает, что теперь застраивать центр города будет намного легче.
Вскоре после подписания этого распоряжения оно было отправлено в городскую прокуратуру на предмет проверки соответствия действующему законодательству.
В тот же четверг в течение нескольких часов весь тираж вестника (300 экземпляров) был изъят якобы в связи с допущенной опечаткой.
Прокуратура мгновенно отреагировала на распоряжение, и уже на следующий день ответила комитету, что в документе обнаружены правовые неувязки. «Незаконного там ничего не обнаружили, дело в форме документов, — пояснила госпожа Дементьева. — Прокуратура указала на то, что режимы охранных зон должны устанавливаться законом, а не распоряжением КГИОПа, и порекомендовала отменить распоряжение». По ее словам, это будет сделано в ближайшие дни. А режимы, очевидно, все же будут утверждаться Законодательным собранием в «Правилах землепользования и застройки», связанных с Генпланом Петербурга, пишет «Коммерсант».
Отметим, что режимные требования по организации зон охраны памятников определены специальной инструкцией, утверждённой приказом министра культуры. Установление границ и режимов зон охраны Федеральным Законом «Об объектах культурного наследия…» отнесено к компетенции федеральных органов охраны памятников, то есть Министерства культуры и его структур.
Вмешательство КГИОПа в сферу исключительной компетенции всех этих высокопоставленных учреждений – это не просто «превышение полномочий», это уже полный юридический нонсенс, отмечает «Живой Город».
Дело в том, что инициировать внесение изменений в международные договоры может лишь Правительство страны, которая их ратифицировала.
Менять федеральный закон компетентен лишь федеральный парламент. Никакой местный чиновник низшего ранга не может отменять не только приказы министров, но и решения Ленгорисполкома (тогдашней исполнительной власти).
В качестве этакой формальной «зацепки» Вера Дементьева попыталась сослаться на пункт министерской инструкции, допускающий установление временных охранных зон. Ссылка оказалась неудачной – в этом пункте речь идёт об установлении зон в случае выявления нового памятника, когда их ещё нет вообще, и необходимо обеспечить сохранность объекта. Какой смысл вводить временные зоны, когда давно существуют постоянные, к тому же гораздо большие по территории?
Юристы и адвокаты, даже те, что ознакомились с «распоряжением» Дементьевой лишь бегло, смогли лишь пожать плечами и удивиться: как такое вообще оказалось возможным?
Почему Дементьева отдала документ в прокуратуру, хотя для анализа его правовой состоятельности в Администрации Петербурга существует целый Юридический комитет, который, собственно, специально для этого и создан, непонятно.