Приглашенное Гергиевым канадское бюро Diamond & Schmitt Architects утверждает, что строительство все равно «не приведет к получению объекта мирового класса и, соответственно, не оправдано расходами».
Строители второй сцены Мариинского театра во вторник приступили к возведению стен здания. Строительство наземных несущих конструкций по-прежнему ведется по утвержденному Главгосэкспертизой проекту Доминика Перро. А новый проект фасадов театра, который должен стать оболочкой строящейся начинки, так и не выбран из 15 альтернативных вариантов, пишет «Коммерсант».
Сегодня в Смольном состоится совещание, на котором будут рассматриваться эти альтернативные варианты. Источники издания в Минкультуры говорят, что лоббируемый маэстро Гергиевым проект канадского бюро Diamond & Schmitt Architects, которое «сыграло на бис», фактически повторив собственный проект Дома оперы в Торонто, уже не является фаворитом.
Канадцы рекомендуют театру пожертвовать частью помещений (в том числе двумя балетными репзалами, половиной ресторанного комплекса и площадью парадных фойе), из-за которых опальному Доминику Перро пришлось сначала повысить свой купол на 11 м, а потом закопать театр на такую же глубину под землю.
Валерий Гергиев на недавней пресс-конференции не комментировал предложения канадцев, уточнив, что «во многом отвечает за этот проект», но «абсолютно серьезный, рабочий и жесткий процесс нахождения правильных решений» еще идет. Однако министр культуры Александр Авдеев неделю назад высказался более определенно, заявив, что «вторая сцена должна выглядеть как императорский театр».
Этому критерию канадский проект уж точно не соответствует — в отличие от неожиданно проявившегося проекта московского исполнителя Алексея Денисова. Архитектор-реставратор Алексей Денисов известен как бывший главный архитектор храма Христа Спасителя (был изгнан из проекта из-за конфликта с Зурабом Церетели), а также автор проекта Успенского собора в Ярославле, вызвавшего протесты общественности.
Денисов предложил дополнить камерную архитектуру Коломны (где расположен театр) пристроенным к исторической Мариинке неоклассическим дворцом в духе помпезных зданий XIX века в столицах Европы. Он разработал проект по инициативе Всероссийского общества охраны памятников, членом руководства которого является, а за свою работу готов получить гораздо меньше, чем канадцы,— около 30 млн руб. Строительство архитектор оценил в €10 млн.
КСТАТИ: С самого начала существования проекта строительства второй сцены Мариинки его преследуют скандалы. То эксперты заявляют о невозможности такого строительства, то власти не могут договориться о стоимости проекта, то министр культуры публично высказывает свое неодобрение.
Не повезло петербуржцам, которые живут около стройки. В прошлом году на месте будущего строительства возвели настоящий поселок гастарбайтеров, которые проживают в бытовках круглосуточно, готовят еду, причем бытовой мусор не вывозят. Ранее жители набережной Крюкова канала уже подали в суд на строителей второй сцены Мариинки. Граждане были недовольны тем, что в ходе строительных работ весь прилегающий к стройплощадке квартал оказался огорожен двухметровым металлическим забором и жильцам оказавшихся «в зоне» домов запретили парковать внутри квартала машины.
Напомним, сначала строить театр хотели по пафосному проекту французского архитектора Доминико Перо. Однако проект был провален и от него отказались.
В числе других претендентов — более современные проекты немецкой компании Braun & Schlockermann-Arcadis (тоже специализирующейся на реконструкции исторических зданий) и французской RFR. Эта компания представила внятный и наиболее стилистически близкий к проекту Перро.
Впрочем, у Минкультуры нет не только архитектурного, но и юридического решения проблемы. Провести новый открытый конкурс заказчики и не успевают, и не хотят. При этом Александр Авдеев признался, что вопрос о процедуре выбора остается открытым.
Сегодня в министерстве надеются уже не на вмешательство президента, а на поправку к закону о государственных закупках, которая позволила бы выбрать новый проект без конкурса. Такая поправка, предусматривающая особую процедуру «творческих конкурсов», уже внесена в Госдуму комитетом по культуре, где признаются, что до ее рассмотрения далеко, тем более что правительство РФ законопроект не поддержало. Однако признаться в том, что новый театр не будет построен к концу 2010 года, никто из участников проекта пока не готов.