По словам руководителя Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаила Швыдкого «новая экспозиция является этапом создания полномасштабного музея еврейской культуры», сообщает Фонтанка.ру. Идея создания данного экспозиционного комплекса была в числе инициатив президента РФ. Осенью 2003 года на встрече с премьер-министром Израиля Ариэлем Шароном Владимир Путин пообещал поддержать инициативу музейных работников, предложивших воссоздать музей, посвященный жизни и истории еврейского народа.
«Еврейские коллекции» РЭМ насчитывают более 2500 предметов, среди которых ритуальная утварь, костюмы, предметы домашней обстановки, амулеты и обереги, уникальные футляры из текстиля и дерева, украшенные серебряными коронами для хранения Торы, фотографии, передает www.museum.ru. Основу коллекции заложил первый исследователь еврейской культуры С. Ан-ский (именно так писал свой псевдоним фольклорист Ш.З.Раппопорт), который в 1911 — 1916 гг. возглавил серию первых этнографических экспедиций в губернии черты оседлости — Подольскую, Волынскую, Киевскую. Сотни собранных им предметов стали экспонатами первого музея «еврейской цивилизации», открытого в 1916 году в Петрограде на 5-й линии Васильевского острова и просуществовавшего до 1929 года. Затем коллекция рассредоточились по музеям Советского Союза. Значительная часть предметов вошла в коллекционное собрание Музея Этнографии.
Экспозиция, которая открывается в эти дни, получит статус «музея в музее» и будет действовать постоянно. Кроме «еврейских коллекций» РЭМ на ней можно увидеть и предметы из собраний Государственного Эрмитажа, Государственного музея истории религии, Национальной библиотеки, предоставленные Этнографическому музею на условиях временного хранения. Создание экспозиции в залах Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге является очередным шагом в освещении многогранной российской цивилизации и одновременно взглядом на культурное своеобразие народа с древнейшей историей и особой судьбой.
Российский Этнографический музей
ул. Инженерная, 4/1
Телефоны: (812) 313-4421
СМОТРЕТЬ РЕПОРТАЖ НТВ
СПРАВКА: Евреи были тем народом, который еще в древности пережил разрушение собственного государства, уничтожение своих главных святынь и тяготу жизни на чужбине, но не исчез, как многие народы прошлого в сходной ситуации, а выработал механизмы выживания в диаспорном расселении, пишет сайт Российского этнографического музея. В Средние века проживание евреев малочисленными группами в землях Европы и Азии стало исторической нормой. Фактически еврейство во многих странах стало этноконфессиональной группой со своими обычаями и порядками, важным для экономической жизни каждой страны и ее международных связей, но окруженным атмосферой предубеждения. Немаловажным для этнического сохранения еврейского народа явилось строгое следование букве и духу собственной религии с ее особыми предписаниями и запретами, важна была приверженность книжной культуре, позволявшей человеку ощущать себя живущим себя там, где были его книги.
В результате становления и территориального расширения Российской империи в конце XVIII — середине XIX вв. в ее состав вошли населенные европейскими евреями области Прибалтики, Поднепровья, Привисленья и восточными евреями — Кавказ и Средняя Азия. Во всех местах расселения евреи были малой частью многонационального населения края, но во многом влиявшей на характер регионального пейзажа.
Задача экспозиционного комплекса, открывающегося в Российском этнографическом музее, состоит в том, чтобы показать компоненты исторического процесса сложения своеобразной духовно-религиозной культуры евреев, в особенности российских, а также продемонстрировать этнографические реалии быта евреев России XIX в. в соответствии с обстоятельствами, сложившимися в различном национальном окружении. Специфика культуры обусловила экспонирование предметов нескольких еврейских этнотерриториальных общностей: ашкеназов, кавказских (горских и грузинских) евреев, и среднеазиатских (бухарских) евреев. Ашкеназские коллекции, в силу их большей численности, используются для комплексного показа бытовых и религиозных особенностей еврейской культуры, предметы по восточным евреям дают возможность акцентировать внимание на отдельных сторонах материального и духовного быта.
Одной из предпосылок возникновения данной экспозиции, которая, по сути, является ядром музея еврейской культуры в более широком плане, явилось то, что к началу XXI в. Российский этнографический музей стал тем учреждением, в котором сосредоточились собрания по этнографии евреев России. Коллекции музея формировались как собственными сборами сотрудников музея, так и передачами из музеев России и сопредельных стран. В Российском этнографическом музее были сохранены предметы, бывшие результатами экспедиций Еврейского историко-этнографического общества, проводившихся в начале XX в., в т.ч. известная коллекция Ан-ского по этнографии евреев-ашкеназов.