Фирменный стиль Русского музея — большие выставки на тему «Что-то в искусстве» — получил очередное продолжение. На сей раз все обширное пространство первого этажа корпуса Бенуа заполонила «Мода в искусстве». Музейному куратору нужно быть до безрассудства смелым, чтобы браться за «модную» тему — настолько она неисчерпаема. Все, что создано художником, несет на себе печать эстетики, а значит, стиля и моды своего времени.
Фото: julia_72
Так что бери любой портрет — живописный, графический или скульптурный, любую жанровую или батальную сцену, любой пейзаж с людьми — и перед тобой готовая иллюстрация к модам своего времени. Нужно очень четко представлять себе концепцию выставки и ее границы, чтобы не утонуть в этом море изображений одежд, вещей, интерьеров и нравов и выбрать из тысяч иллюстраций только те, что сделают из выставки четкий, внятный и без лишних отступлений рассказ.
Музей честно собрал длинный ряд картин, в основном портретного свойства, изображающих так или иначе наряженных персонажей от петровских времен (и встречает-то зрителя при входе в экспозицию манекен Петра Великого в подлинном плаще первого императора) до наших дней. Помимо портретов, в экспозиции множество подлинных костюмов, отражающих моду своих эпох, от парадного мундирного платья Екатерины II до «писков моды» начала XX века и творений современных авангардных модельеров, а также изображения интерьеров и подлинные вещи — мебель, ткани, витражи, аксессуары, оружие — свидетели и создатели стиля своего времени.
Фото: a_uspensky
Устроителям выставки удалось «почти дожать» свое творение до высказывания, более всеобъемлющего, чем просто набор образцов того, что и когда носили. Увы, на завершающий и главный шаг — сопровождение разномастных мод историческим контекстом, показом того, какие социальные и культурные перемены обусловили смены мод — Русский музей так и не решился, в результате чего экспозиция оставляет впечатление тщательно и кропотливо подготовленной, но все же невнятицы.
Фото: julia_72
Если сторонний зритель еще понимает, что между стройотрядовским задором 1970-x и сумасшедшей эклектикой конца 1980-x лежит горбачевская перестройка, то уловить влияние на смену мод отмены крепостного права в 1861 году уже под силу немногим. Но хорошо и то, что выставка предоставляет думающему зрителю богатую пищу для размышлений. То, что не додумали кураторы, он сделает сам, пишет «Коммерсант».