Для экстренного выбора новой оболочки театрального здания, шестой год подряд строящегося по проекту Доминика Перро, чиновники Минкультуры изобрели процедуру, которая может обернуться очередным скандалом. Открытый конкурс объявлен на «архитектурно-строительное решение» фасадов и кровли, а также до сих пор не проектировавшихся интерьеров театрального здания. Он проводится по указанию Владимира Путина, основным требованием которого были экономия времени и денег. Поэтому вместо проведения творческого конкурса с особыми условиями, описанными в федеральном законе о госзаказе (94-ФЗ) и последующего тендера подрядчиков, будет проведен только тендер «с элементами авторского видения», пишет «Коммерсант».
Как пояснил заместитель министра культуры Павел Хорошилов, участники конкурса «имеют право» по своему усмотрению раскрыть предлагаемое ими архитектурное решение в виде демонстрационного материала. Заказчики, в свою очередь, обещают «учесть» полученное впечатление при оценке конкурсных заявок. Учтены и ультиматумы руководителя театра Валерия Гергиева, «не желающего работать с теми, кто не знает, как строить оперный театр»: впрочем, соответствующий опыт должен иметь не участник, а всего лишь зарубежный консультант, которого не имеющие этого опыта конкурсанты обязаны официально привлечь.
Котлован 24 мая 2009 года
Таким образом, Минкультуры, по словам господина Хорошилова, пытается «не ущемить амбиций проектировщиков и получить серьезное предложение шести — десяти команд». Кроме обнародованного ранее фаворита руководителя Мариинки Валерия Гергиева — канадского бюро Diamond & Schmitt Architects, — а также представителя Всероссийского общества охраны памятников москвича Алексея Денисова, интерес к конкурсу, по данным Минкультуры, проявляют несколько западных и отечественных команд, в том числе глава российского Союза архитекторов Андрей Боков. При этом иностранцы, по закону, должны иметь представительство в России или выступать в качестве субподрядчика в тандеме с российским участником. Стартовая цена выставленного на конкурс контракта—300 млн рублей—в три раза меньше, чем по данным «Коммерсанта», запрашивали канадцы.
Жюри конкурса возглавит лично Александр Авдеев — именно министр в итоге будет нести персональную ответственность за развязку этой скандальной истории. В состав жюри, в частности, войдут Валерий Гергиев, главный архитектор Санкт-Петербурга Юрий Митюрев, президент Союза архитекторов Санкт-Петербурга Владимир Попов, почетный президент Союза архитекторов России Юрий Гнедовский, ректор Московского архитектурного института Дмитрий Швидковский, и. о. ректора Санкт-Петербургской консерватории Сергей Стадлер, президент Санкт-Петербургского госуниверситета Людмила Вербицкая и обозреватель «Коммерсанта» Григорий Ревзин.
СЮЖЕТ ТЕЛЕКАНАЛА 100ТВ
Кроме того, своих представителей в жюри делегируют глава Сбербанка Герман Греф (как один из главных попечителей проекта) и подведомственная Минкультуры Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации — организатор конкурса. Губернатор Валентина Матвиенко и члены ее правительства от участия в жюри уклонились. Участие иностранных экспертов процедурой конкурса не предусмотрено. При этом включенные в жюри представители общественности, по замыслу организаторов конкурса, должны будут нести ответственность «за архитектурные достоинства и отложенные последствия» выбранного ими проекта.
Выставка проектов законом не предусмотрена, но, по словам господина Хорошилова, в случае согласия всех участников, возможно, все же состоится до подведения итогов конкурса. Если конкурс пройдет успешно, а его процедура не будет никем оспорена, итоги подведут 27 июля. По графику, победивший проект должен пройти Главгосэкспертизу до апреля 2010 года. Даже по самому оптимистичному сценарию, строительство завершится не ранее конца 2011 года.
КСТАТИ: С самого начала существования проекта строительства второй сцены Мариинки его преследуют скандалы. То эксперты заявляют о невозможности такого строительства, то власти не могут договориться о стоимости проекта, то министр культуры публично высказывает свое неодобрение.
Не повезло петербуржцам, которые живут около стройки. В прошлом году на месте будущего строительства возвели настоящий поселок гастарбайтеров, которые проживают в бытовках круглосуточно, готовят еду, причем бытовой мусор не вывозят. Ранее жители набережной Крюкова канала уже подали в суд на строителей второй сцены Мариинки. Граждане были недовольны тем, что в ходе строительных работ весь прилегающий к стройплощадке квартал оказался огорожен двухметровым металлическим забором и жильцам, оказавшимся «в зоне» домов, запретили парковать внутри квартала машины.
Напомним, сначала строить театр хотели по пафосному проекту французского архитектора Доминико Перо. Однако проект был провален и от него отказались.