16 декабря исполнилось 75 лет Родиону Константиновичу Щедрину, пишет сайт Филармонии. 24 декабря Заслуженный коллектив России под управлением Николая Алексеева исполнит целый букет сочинений юбиляра: эффектную красочную оптимистичную «Музыку российских провинциальных цирков» (Третий концерт для симфонического оркестра), сюиту из оперы «Не только любовь» (сам автор назвал оперу «крестьянским «Евгением Онегиным»), одно из самых ярких и популярных его произведений — Пятый фортепианный концерт. Свой Концерт Родион Щедрин посвятил замечательному финскому музыканту — пианисту, композитору и дирижеру Олли Мустонену, который и будет в нем солировать в этот вечер. В сюите из оперы «Не только любовь» будет солировать молодая петербургская певица Олеся Петрова.
26 декабря произойдет одно из наиболее интересных и важных событий музыкального сезона — петербургская премьера новой оперы Родиона Щедрина «Боярыня Морозова», мировая премьера которой с огромным успехом прошла в Москве осенью 2006 года.
Эта, как назвал ее автор, «русская хоровая опера в двух частях для четырех солистов, смешанного хора, трубы, литавр и ударных» прозвучит в исполнении превосходного Камерного хора Московской консерватории под управлением Бориса Тевлина, ансамбля ударных и солистов: Ларисы Костюк (партия боярыни Морозовой написана для меццо-сопрано), Вероники Джиоевой (княгиня Урусова, сопрано), Василия Ефимова (протопоп Аввакум по воле автора поет высоким тенором) и Михаила Давыдова (царь Алексей Михайлович, бас).
Уже полвека имя Родиона Щедрина занимает место в ряду первых композиторов современности, пишет сайт Федерального агенства по культуре и кинематографии. Музыкой двадцатипятилетнего автора дирижировал Леопольд Стоковский, а на рубеже веков Германия, где сегодня живет Щедрин, предложила ему написать оркестровую Прелюдию к Девятой симфонии Бетховена. Музыкант связал в своем творчестве «русскую тему» с новейшими композиционными приемами, экспериментировал с пространством сцены, в его сочинениях оркестранты сопровождали игру пением. Щедрин — автор как трагического «Автопортрета», так и «Озорных частушек». С его легкой руки вся страна запела о монтажниках-высотниках, а примой балетов композитора была Майя Плисецкая, по инициативе которой написана «Кармен-сюита» — сочинение, которое звучит в мире (на театральной сцене, в концерте или по радио) каждый день!
На авторском экземпляре партитуры русской хоровой оперы в двух частях «Житие и стражданье боярыни Морозовой и сестры её княгини Урусовой» Родион Щедрин проставил дату – июнь 2006 года. Но замысел этого сочинения композитор вынашивал почти три десятилетия. По словам Щедрина, «это была очень давнишняя моя мечта – подобраться к этой странице российской истории, трагичнейшей странице церковного раскола в XVII веке».
Изначально центральным образом исторической оперы должен был стать протопоп Аввакум. Композитор тщательно изучил старообрядческую литературу, подчас противоречивые исторические источники. Существовал целый ряд эскизов, но «что-то не получалось». Ключом к созданию «Жития» стал образ боярыни Морозовой, в котором воплотился столь необходимый для оперы яркий женский характер. Личность Морозовой – самой богатой женщины России своего времени, одной из приближенных Алексея Михайловича, принесшей в жертву все (не только положение – ее сын был отравлен, сама боярыня была подвергнута пыткам и умерла от голода вместе со своей сестрой) ради веры своих предков – оказалась на первом плане оперы. Для воссоздания духа эпохи либретто (на старославянском языке) сочинения Щедрин составил на основе подлинных летописных текстов XVII века – «Жития протопопа Аввакума», «Жития боярыни Морозовой, сестры ее княгини Урусовой и Марьи Даниловой», а также писем Аввакума к Морозовой и ее сестре.
Большой зал Филармонии
Михайловская ул., 2
Родион Щедрин: «Люди любят слушать концерты по заявкам» (из интервью «Российской газете»)
— «Кармен-сюита» до сих пор остается самым репертуарным из ваших балетов?
— Да, его много ставят. Недавно Питер Брайер сделал очень необычный и интересный спектакль в Зальцбурге. Нас ведь довольно часто приглашают на премьеры «Кармен-сюиты» в разные театры. Среди тех, что произвели впечатление на Майю, оказался спектакль Никиты Долгушина в Самаре. Его, кстати, скоро должны показать в Москве.
— Полтора года назад Пермский театр оперы и балета показал в Москве российскую премьеру вашей оперы «Лолита», но партитуре к тому времени исполнилось уже больше десяти лет. Почему новая музыка так медленно входит в репертуар?
— Так устроен человек, что он хочет слушать знакомое, а не новое. Люди любят слушать концерты по заявкам — в тысячный раз «Турецкий марш» Моцарта или финал «Героической симфонии» Бетховена. Я их приветствую и считаю, что, если композитор написал что-то достойное, то это, как свет далекой звезды, рано или поздно дойдет до cлушателя. Что же касается «Лолиты», то теперь, когда она выходит из печати на русском и английском языках, у нее больше шансов быть поставленной. Когда мы готовили с Мстиславом Ростроповичем премьеру «Лолиты» в Стокгольме, у нас были большие сложности, потому что Голливуд выпустил тогда фильм и закупил права на сюжет «Лолиты» на пять лет. Помог нам сын Набокова, который лично выхлопотал разрешение для постановки оперы в Швеции.
— Композитор всегда существует в окружении своих исполнителей, популяризирующих его музыку. Каков круг близких вам музыкантов?
— О круге говорить очень трудно. Как всякий круг, он движется, стареет, молодеет, географически меняется, но я рад тому, что у меня есть исполнители, в том числе и молодые: Саша Гиндин, Денис Мацуев, который сделал одну из самых замечательных записей моего Пятого фортепианного концерта, Екатерина Мечетина, Михаил Березницкий, Максим Федотов, Александр Тростянский. На фестивале я буду впервые играть Концерт для виолончели с фортепиано с Денисом Шаповаловым. Когда-то первым исполнителем Концерта был Мстислав Ростропович. А Дениса я услышал в Германии и был просто сражен его игрой.