Оптовые цены на бензин в России почти достигли рекордов 2012 года. Страна к лету 2018 года может столкнуться не только с ростом цен на бензин в рознице до пяти рублей за литр, но и с угрозой дефицита топлива, пишет Newsru.com.
АИ-92 на московских базисах стоил в среду 45,39 тыс. рублей за 1 т, а АИ-95 — 47,216 тыс. рублей за 1 т, что меньше исторических максимумов всего на несколько десятков рублей. С начала марта стоимость бензина АИ-92 выросла на 7,84%, а с начала года — на 8,84%. АИ-95 подорожал на 9,53 и на 11,96% соответственно.
Некоммерческое партнерство «Совет по товарным рынкам» (СПТР), которое объединяет независимых трейдеров, торгующих нефтепродуктами в России, «выражает обеспокоенность политикой крупных игроков топливного рынка — нефтяных компаний, которые искусственно ограничивают предложение топлива на биржевом рынке, формируя таким образом искусственный дефицит и провоцируя рост цен как на биржевом рынке, так и на АЗС».
Как говорится в сообщении совета, которое цитирует РБК, в некоторых регионах России уже наблюдается дефицит на АЗС.
По данным «Аналитики товарных рынков» (АТР), доходность сетей АЗС в Санкт-Петербурге, регионах Урала и Сибири уже стала отрицательной, даже в Москве она приблизилась к критической. Средняя цена бензина АИ-92 на московских АЗС 25 марта составила 38,6 рублей за литр при цене оптовой закупки на бирже в 33,8 рублей (в пересчете на стоимость литра бензина). В Екатеринбурге при розничной стоимости бензина 37 рублей за литр за вычетом операционных расходов владельцы заправок получают 0,8 рублей убытка.
Как считают эксперты, основная причина резкого роста цен на топливо на бирже — это увеличение экспортного паритета (стоимости поставки топлива на экспорт за вычетом транспортных расходов и налогов) по сравнению с ценами внутреннего рынка. Экспортный паритет растет из-за повышения мировых цен на нефть. Российские нефтяники предпочитают вывозить товар, сокращая поставки на биржу.
Как напоминает издание, крупные нефтяные компании обязаны продавать на бирже не менее 10% производимого бензина и не имеют права резко увеличивать экспорт топлива, если это ведет к дефициту товара на внутреннем рынке.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) уже направила «Сургутнефтегазу» предостережение, так как компания в феврале увеличила поставки бензина на экспорт, не удовлетворив потребности внутреннего рынка. Если замечания не будут устранены, то компании грозит оборотный штраф до 15%.
Накануне, 28 марта, на рассмотрение биржевого комитета ФАС был вынесен вопрос о резком росте оптовых цен. Трейдеры предупредили регулятора о рисках роста цен в рознице и дефицита в регионах. Но на совещании не было ни заместителя руководителя ФАС Анатолия Голомолзина, ни руководителя управления службы Дмитрия Махонина, а их подчиненные не уполномочены выносить предупреждения в адрес нефтяных компаний.
Представители «Роснефти» и «Лукойла» отказались от комментариев, в пресс-службе «Газпром нефти» и ФАС пока не ответили на запросы РБК.
Напомним, в ноябре прошлого года мы писали о том, что бензин и дизель не будут дорожать до Нового года.