Уже вот-вот начинаются первые лагерные смены. Одни дети радостно ждут поездки, а другие совершенно против режима, вожатых и мероприятий. Эксперт считает, в этом деле настаивать не нужно — надо сначала посвятить «пионера» в тему.
В интервью Gazeta.SPb детский и подростковый психолог, руководитель психологического центра Юлия Холодова рассказала, всем ли одинаково полезен будет детский лагерь, как быть с непослушными детьми и как грамотно подготовить ребенка к первой смене.
Всем ли детям будет одинаково полезен детский лагерь?
Нет, не всем детям лагерь одинаково полезен. Здесь нужно учитывать возраст ребенка и его личностные особенности. Особенно аккуратно надо подойти к этому вопросу, если ребенку сложно адаптироватьcя к новым условиям и коллективу, знакомиться и общаться с новыми людьми. А также, если ребенок склонен к тревоге, беспокойству, подавленному настроению, переживает стресс или сложную семейную ситуацию (например, из-за переезда, развода родителей).
Стоит ли родителю настаивать на том, чтобы отправить ребенка в лагерь, если тот не хочет?
Настаивать не стоит. Имеет смысл спросить и разобраться в причинах, почему ребенок не хочет ехать в лагерь. Если он не хочет потому, что “дома вкуснее кормят и разрешают играть в смартфон” – это один вариант. Если ребенок переживает от того, что у него нет друзей (в подростковом возрасте) или ему сложно разлучаться с родителями (в младшем школьном) – то это совершенно другая ситуация.
Как настроить на лагерь ребенка, которому непросто дается коммуникация, сложно в коллективе?
Для начала нужно оценить – насколько выражены эти особенности. Если ребенок общается только с одним-двумя друзьями и любит побыть один – это одна ситуация. Но если у ребенка выражены депрессивные тенденции, он сильно переживает по поводу одиночества – это другая ситуация.
Далее нужно принять решение о целесообразности поездки в лагерь и учесть возможные “побочные эффекты”. Если все-таки решение принято, и ребенок едет в лагерь, то важны следующие моменты. Во-первых, объясняем и рассказывает конкретно в каких ситуациях и с кем нужно будет общаться и как это делать (дословно – что говорить). Во-вторых, подробно обсуждаем, чем можно заняться и что нужно сделать, к кому обратиться, если стало грустно, одиноко, тревожно и так далее. В-третьих, во время пребывания в лагере отслеживаем состояние ребенка – звоним, навещаем, просим педагогов обращать внимание на особенности поведения.
Как подготовить к лагерю непослушного ребенка, который постоянно задирается и хулиганит?
Если ребенок задирается и хулиганит, полагать, что в лагере он будет себя вести по-другому – это иллюзия. И здесь вопрос не в подготовке к лагерю, а в том, чтобы разбираться с причинами этого поведения. Это как правило требует продолжительной работы, и прямо накануне лагеря проблему агрессивного поведения решить не удастся. Если все-таки есть необходимость поездки в лагерь, то имеет смысл вдумчиво отнестись в выбору лагеря и педагогов, которые там работают. Важно подобрать лагерь и направление, в котором ребенок мог бы реализовать себя (например, творчество, спорт, ориентирование, «скауты”) и установить хороший контакт с педагогами. Это сможет несколько снизить вероятность агрессии.
Что родителю нужно сделать или рассказать ребенку перед лагерем?
Имеет смысл рассказать максимально подробно о том, как будет строиться жизнь ребенка в лагере. Важно сделать ситуацию отъезда в лагерь и пребывания там максимально понятной и предсказуемой. Рассказать по режим дня, про то, к кому можно обратиться в той или иной ситуации. Важно обратить внимание на то, что родители по-прежнему всегда готовы помочь и поддержать, даже если их нет рядом. Здорово – рассказать про свой опыт поездок в лагерь в детстве или про опыт адаптации к новым условиям во взрослом возрасте (к новому месту работы, например).
Как подготовить к лагерю ребенка, который там ещё ни разу не был?
Рассказывать о лагере и готовить ребенка к поездке лучше заранее. Если есть возможность – познакомить с педагогом или детьми, которые будут в лагере. Если есть возможность – съездить или показать фотографии места. Это важно для того, чтобы ребенок представлял себе адекватно, что такое лагерь, а не «дорисовывал страшные картинки” в воображении. И конечно – больше говорить на эту тему – рассказывать и спрашивать, что интересует самого ребенка.
Какие проблемы решает детский лагерь, как он может изменить ребенка?
Лагерь – это, прежде всего, возможность неформального общения с другими детьми и взрослыми. А общение, как известно, основная деятельность подростка и крайне важно для детей любого возраста. Таким образом, ребенок формирует самооценку, начинает лучше понимать себя, развивает самостоятельность, навыки принятия решений, преодоления сложностей и разрешения конфликтных ситуаций. Поэтому, если грамотно подойти к выбору лагеря и учесть склонности и личностные особенности ребенка, лагерь поможет в развитии этих качеств.
Ранее Gazeta.SPb писала о том, что делегация Ленобласти обсудит, бывают ли чужие дети.