Вторник, 9 сентября 2025
$81.56 €95.48 ¥11.39
16.1 C
Санкт-Петербург

Сергей Федоринов: «Доверие — основной тормоз развития шеринга в России»

Со-основатель компании «ЦКБ42» Сергей Федоринов рассказал Gazeta.SPb о шеринг экономике и особенностях её развития в России.

Что такое шеринг-экономика?

Шеринг экономика (от английского “to share” – делиться) — это модель совместного социального потребления, в которой люди отказываются от единоличного владения чем-либо, от частной собственности в пользу коллективного использования и потребления.

В этой модели потребления осознанно исключаются посредники, и обмен благами происходит между самими пользователями с помощью цифровых платформ и специальных приложений.

Ключевой момент — взаимное пользование ресурсами происходит не с целью экономии как таковой, а для максимального расширения возможностей пользователей.

Коллективное пользование, которое лежит в основе шеринга – явление в принципе не новое. Еще в первобытном обществе люди использовали одни и те же орудия труда, обменивались ими. Все мы помним коммунальные квартиры, комиссионные магазины, сэконод хенды, буккроссинг и всевозможные торренты по обмену музыкой, фильмами – это тоже своего рода элементы шеринга.

Сейчас идея шеринг-экономики вышла на новый виток уже в реалиях сегодняшнего времени и на базе рыночных отношений. Такие сервисы, как Uber, Airbnb, Rentmania, каршеринг «Делимобиль» и другие платформы получают все большую популярность. А емкость шеринг-экономики во всем мире оценивается уже в сотни триллионов долларов США.

Насколько перспективна эта модель экономики?

Перспективна. Во-первых, это более рациональное использование ресурсов. Например, купленную вещь, которая простаивает, можно обменять или сдать в аренду тому, кому она нужна, не выбрасывая.

С помощью движения фудшеринга торговые сети могут раздавать пригодные в пищу нереализованные продукты с истекающим сроком годности. Немецкая Conjoule предлагает излишки электроэнергии от собственников солнечных батарей и ветряков. Развитие шеринга велосипедов и самокатов в Москве, по оценке РАЭК, сократит объем выбросов углекислого газа сразу на 40 тонн.

Во-вторых, это доступ к благам и статусным вещам, которые пользователи в противном случае не могли бы себе позволить – от аренды дорогостоящей техники до престижной недвижимости в необычных местах, люксовых машин и даже частных самолетов.

Это приводит к тому, что понятие статусности начинает размываться. Не нужно обладать миллионами или копить всю жизнь, если комфорт можно взять в аренду здесь и сейчас.

Стимулирует развитие шеринг-экономики новое поколение Z или поколение миллениалов, которое предпочитает не владеть, а пользоваться.

В-третьих, это экономия денег – используя сервисы по аренде жилья, можно экономить на гостиницах. А каршеринг дает возможность использовать автомобиль, не покупая его.

В-четвертых, это возможность дополнительного заработка, что актуально для нашей страны, где по данным статистики на онлайн-биржи фрилансеров приходится до 19% в структуре национальных шеринг-платформ.

Какие есть ограничения для развития шеринг-экономики в России?

Шеринг-экономика базируется на доверии. Ее еще называют экономикой доверия к незнакомцам. И это основной тормоз для развития этой модели в России.

Но в то же время удивительным образом шеринг-экономика это доверие развивает. Например, отдельное направление — шеринг такого ресурса как деньги. Это известные всем краудфандинговые платформы, а также сервисы для B2B микрозаймов, когда люди дают друг другу в долг с помощью современных информационных технологий.

И для меня было удивительным, что возврат средств на таких платформах больше 90 %. Это парадоксальный момент особенно на фоне неплатежей по банковским кредитам и микрозаймовым компаниям.

Когда возникают межличностные отношения, возникает и иной уровень ответственности человека перед человеком, а не перед эфемерной компанией. Шеринг перспективен как некая модель экономики будущего. И сегодня это будущее мы сами создаем через доверие, взаимодействие и осознание полезности для других и окружающего мира.

Ранее Gazeta.SPb сообщала, что по оценке PricewaterhouseCoopers (PwC), объем рынка шеринговой экономики к 2025 году составит до $335 млрд.

Узнавайте о новостях первыми в наших официальных каналах в Telegram и Дзене

Поделиться:

Читайте также

В Выборгском районе Петербурга в начале сентября полностью открыли движение по Толубеевскому проезду. Новая магистраль протяжённостью более 2,5 км построена компанией «Главстрой Санкт-Петербург» и станет дублёром улицы Фёдора Абрамова, что позволит существенно разгрузить дороги и повысить транспортную доступность жилого района «Северная долина».Строительство велось поэтапно. Первый участок — от улицы Николая Рубцова до Заречной — был введён в эксплуатацию в 2019 году. К 2021 году дорогу продлили до улицы Шишкина, а весной 2024 года — до улицы Михаила Дудина. Завершающим этапом стало строительство отрезка длиной 970 метров, ведущего к двум новым поликлиникам, также возведённым девелопером.На всей протяжённости проезда обустроены четыре полосы движения, наружное освещение, ливневая канализация, а также удобные съезды на перекрёстки. Это обеспечит жителям комфортный подъезд к социальным объектам...
В Государственной думе России рассказали, что очередная индексация пенсий случится во второй половине 2025 года и коснется категории военных пенсионеров.В октябре 2025 года военным пенсионерам будет произведена индексация пенсий. Об этом сообщила член комитета Госдумы по социальной политике Светлана Бессараб, пишет РИА Новости.По ее словам, размер увеличения составит 4,5%. Индексация распространится на всех пенсионеров, проходивших службу в силовых структурах. Данная мера направлена на повышение уровня социальной защиты данной категории граждан.Ранее был озвучен размер средней пенсионной выплаты в России. Он составил порядка 23 тысяч рублей в месяц. Такая сумма была зафиксирована в начале 2025 года. При этом на учете Социального фонда состоят свыше 41 млн людей пенсионного возраста.

Популярное

Новости дня

По теме

Подпишись на наши соцсети

Сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

ИЛИ ПИШИТЕ