Предмет раздора — деревянные головы известных петербуржцев, которыми украсили ресторан. Героев можно узнать по искаженным именам. Бехтерев Владимир Петрович, Товстоногов Георгий Петрович, Лихачёв Дмитрий Петрович — эти персонажи, предлагают клиентам сделать заказ, сообщает корреспондент программы «Вести-Санкт-Петербург» Зинаида Курбатова. «Как говорят юристы, изображения известных людей использованы в коммерческих целях. Знаменитости не позировали скульптору, а у их потомков владельцы ресторана не спрашивали разрешения — это можно считать основанием для обращения в суд. А то, что имена героев искажены — дополнительный повод для разбирательства».
Между тем, уже 10 лет в Москве существует подобный ресторан, и никаких протестов его дизайн не вызывал. «Петрович» в Москве – это разномастные стулья, «трафарет быка-производителя», китайские термосы с розами, лыжи, велосипедные колеса, деревянный бюст Юрия Петровича Лужкова (здесь все Петровичи), утюги, этикетка «Портвейн белый Крымский. Цена со стоимостью посуды 4 руб. 50 коп.», электрогитары, пылесосы, половинка карманного календарика 1971 года и так до бесконечности.
В любом другом месте это смотрелось бы как сборище хлама, но здесь, когда вдруг замечаешь на полочке будильник – точь-в-точь такой, который стоял у тебя на кухне в детстве, – на душе становится удивительно хорошо, пишет dp.ru.
Андрей Бильжо: Все рестораны «Петрович» абсолютно разные. Объединяет их общий стиль – тема ностальгии по каким-то бытовым вещам. Без всякой политики! «Петрович» – это одновременно и ресторан, и галерея старых вещей, и выставка всевозможных иронических работ, и театрально-музыкальная площадка. Плюс самоирония, плюс домашняя обстановка, плюс моя графика, плюс деревянные скульптуры моего друга из Воронежа Сережи Горшкова (в каждом «Петровиче» существует галерея крашенных деревянных бюстов – «ДП»). Бюсты в Петербурге будут посвящены только культовым персонажам Ленинграда и Петербурга. Там будут Шевчук, Гребенщиков, Товстоногов, Матвиенко, Ахматова, Пушкин, Блок… Кроме того, я очень хотел собрать предметы советского периода, связанные с брендом «Ленинград». В итоге получится «Петрович» абсолютно ленинградско-петербургский.
СПРАВКА: Андрей Бильжо — прославленный современный отечественный иллюстратор. Пятнадцать лет назад он пришел в только что открывшуюся газету «Коммерсантъ», для которой начал создавать свои знаменитые серии иллюстраций. Через некоторое время их главным действующим лицом стал персонаж по имени Петрович – простоватый мужичок с вечно приоткрытой пастью. Спустя несколько лет Петрович пустился покорять мир – он появлялся в телевизионных эфирах, мультфильмах. Восемь лет его именем был назван открывшийся в Москве ресторан, совладельцем которого стал создатель Петровича, пишет www.polit.ru.
Но основной средой обитания героя все эти годы по-прежнему оставался «Коммерсантъ». Те причудливые и курьезные ситуации, в которых он оказывался, в восприятии читателей косвенным образом смыкались с событиями и происшествиями, о которых они читали в газете. В результате иллюстрации Бильжо стали определяющей частью графического стиля издания.
Очевидно, что Петрович за десятилетие стал не только культурным феноменом, но и брендом. Бренд с годами обретает силу, а вот художественная идея может исчерпать себя. Долго, по-вашему, Петрович может оставаться таким же популярным образом?
Я думаю, что временных критериев нет — идея живет, пока она живет. Петрович живет, пока в нем есть потребность. Посмотрите, не так много существует в мире подобных персонажей и образов. Сейчас мы будем открывать ресторан «Петрович» в Киеве, например, а в Праге уже открыли. Но я хочу сказать, что у меня кроме Петровича еще огромное количество персонажей — многие фольклорные персонажи из русских народных и зарубежных сказок тоже фигурируют в моих иллюстрациях. Я их смешиваю, и они живут своей абсурдной жизнью. Но «Петровичем» стали называть все мои карикатуры — этим как бы обозначают мой графический стиль. Кроме этого, у меня есть и другие графические стили, которые меньше известны в силу того, что не каждый день появляются на страницах газеты.
В графике я чувствую себя достаточно уверенно. Например, учебник русского языка я рисовал совершенно в другой стилистике, и по нему уже несколько лет занимаются школьники. Сейчас я расписал двух коров — и тоже в другой стилистике.