Напомним, Министерство культуры порекомендовало Русскому музею достать из кладовых древнюю реликвию и передать ее на год в церковь подмосковного коттеджного поселка. Искусствоведы в один голос заявили, что образ слишком хрупок, и это путешествие погубит его, пишет «Комсомольская правда».
Возмущенные сотрудники музея несколько дней упорно доказывали, что икону трогать нельзя. Однако на экстренном заседании фондового совета ГРМ ее все-таки решили передать Храму Александра Невского в поселок «Княжье Озеро». Видимо, так и не решилась администрация проигнорировать распоряжение Минкульта и личную просьбу Патриарха.
— Икона будет отдана на временное хранение в подмосковный храм, но не на год, как планировалось ранее, а на полгода, — рассказала сотрудник отдела древнерусского искусства Русского музея Ирина Шалина. – Кроме того, мы надеемся, что это будет единичный случай.
Передача должна состояться в первых числах декабря, не исключено, что на нынешней неделе. Сейчас подписываются различные бумаги, ведутся стандартные процедуры: образ будет оформлен также как и обычный экспонат для выездных выставок государственных музеев. Правда в документах будут прописаны повышенные требования к сохранности хрупкой реликвии в церкви, и особенно к ее транспортировке до места и обратно.
— Перевозить икону будут в специальном современном выставочном оборудовании, — говорит Ирина Шалина. – В общем, Русский музей делает все возможное для безопасности экспоната.
В недавно отстроенном Храме Александра Невского созданы все условия для правильного хранения старинной иконы. Там есть специальная капсула, в которой поддерживается постоянная температура и влажность. Кроме того, за «здоровьем» Торопецкой Божией матери в «Княжьем озере» будут ежедневно следить реставраторы от Русского музея. И если они заметят хоть малейшие ухудшения ее состояния, то отправят ее обратно в Петербург.
СПРАВКА: «Богоматерь Одигитрия», которую называют иногда «Эфесской», «Полоцкой», «Корсунской» или «Торопецкой» — одна из самых старых икон в собрании ГРМ. Ее появление относят к XII-XIV векам, иконы такого времени в музеях мира наперечет. Специалисты ГРМ считают, что древний образ XII века был некогда утрачен и в XIV заменен новым, написанным псковским мастером, что не делает икону менее уникальной.
В настоящий момент сохранность «Богоматери Одигитрии» критическая, согласно заключению реставраторов, «грунт хрупкий, его связь с красочным слоем и паволокой ослаблена»: это значит, что образ в любой момент может осыпаться.