Виталий Милонов: уличных рекламщиков с «матюгальниками» надо задерживать как митингующих

Виталий Милонов: уличных рекламщиков с «матюгальниками» надо задерживать как митингующих
Звуковая реклама раздражает петербуржцев. Фото: Gazeta.SPb/Николай Овсянников

Вместе со световым на петербуржцев выливаются тонны звукового «мусора» — рекламы, которая слышна чуть ли не из-за каждого угла в Петербурге. Gazeta.SPb выяснила, есть ли управа на нарушителей и куда можно пожаловаться, если у вас под окнами орут в рупор.

Крики в мегафон, громкая музыка у входов кафе и ресторанов, пресловутое «наушники и зарядки по 100 рублей»: каждый день жители Петербурга сталкиваются с навязчивой звуковой рекламой. Для предпринимателей это дополнительный способ привлечь покупателей. Для горожан, особенно тех, что живут вблизи источника шума, — головная боль, в прямом и переносном смысле. Примеры того, как бизнесмены играют на нервах петербуржцев, можно встретить, например, у станций метро, где стоят лотки. Или у предприятий общепита, которые зазывают гостей аутентичными мелодиями, порой звучащими так громко, что глохнешь, проходя мимо, и т.д.

Скриншоты сообщений в группе ВКонтакте «Центральный район за комфортную среду обитания»

Видео: Gazeta.SPb/Николай Овсянников

Согласно действующему законодательству, звуковая реклама запрещена только в транспорте, говорит руководитель практики административного и страхового права «ССП-Консалт» Екатерина Назарова: «Поэтому, если громкоговоритель поставить на улице, то нарушения, вроде как, нет».

Юрист надеется, что рано или поздно бизнесменам придется научиться привлекать внимание покупателей молча. А пока в кабмине поддержали законопроект о запрете рекламы из громкоговорителей, и то с замечаниями. Как подчеркнули в правительстве, документ требует доработки в части определения видов зданий, строений и сооружений, на конструктивных элементах которых, по замыслу инициатора — Думы Астраханской области, не должно быть звукотехнического оборудования. Вот только что делать с ручными мегафонами или портативными колонками, которыми пользуются ушлые продавцы, — вопрос. Депутат Госдумы Виталий Милонов считает, что полиция вправе задерживать таких людей, поскольку их деятельность, уверен он, приравнивается к митингу или пикету.

«Это расценивается как одиночный пикет, но с применением звукоусиливающей техники. Поэтому можно задерживать. А что касается назойливой рекламы, когда негодяи вешают на стены домов колонки, а бедные жители вынуждены все это слушать, то с этим надо бороться», — сказал он корреспонденту Gazeta.SPb.

Если дома из-за криков в рупор на улице вы не слышите собственных мыслей, жалуйтесь в Роспотребнадзор, советует Екатерина Назарова. В случае, если ведомство выявит превышение допустимого уровня шума, рекламодателя привлекут к административной ответственности. Направить заявление о несоблюдении санитарного законодательства при распространении рекламы можно и в ФАС. После этого в квартире, конечно, станет тише. Однако в целом проблема останется, поскольку, убавив громкость, владельцы оборудования продолжат осуществлять свою деятельность. По крайней мере до тех пор, пока не появится и не вступит в силу соответствующий запрет.

Звуковая реклама раздражает петербуржцев. Фото: Gazeta.SPb/Николай Овсянников
Звуковая реклама раздражает петербуржцев. Фото: Gazeta.SPb/Николай Овсянников
Звуковая реклама раздражает петербуржцев. Фото: Gazeta.SPb/Николай Овсянников
Звуковая реклама раздражает петербуржцев. Фото: Gazeta.SPb/Николай Овсянников

Напомним, что с 2013 года в Петербурге действует так называемый закон «о топоте котов», который запрещает кричать, свистеть, стучать, передвигать мебель, петь, играть на музыкальных инструментах и издавать по ночам другие звуки, иначе придется заплатить штраф от 500 до 4 тысяч рублей. Свое «четырехлапое» название законопроект получил из-за того, что в ходе его обсуждения помимо громких храпа и секса, а также передвижения холодильника выдвигались предложения против топота котов, воя собак и т.д.

В 2019 году документ предлагалось расширить. Согласно, например, проекту нынешнего главы комитета по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики, а тогда — лидера фракции ЛДПР городского Заксобрания Олега Капитанова, тихий час под охраной закона «Об административных правонарушениях в Петербурге» нужно ввести в больницах, диспансерах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских садах, домах-интернатах для детей и престарелых инвалидов. Также закон затронул бы многоквартирные дома, жилые номера гостиниц и помещения общежитий.

«Поверьте, этот закон не работает, — считает Виталий Милонов. — На сегодняшний день это закон-декларация — он вроде есть, а реально выполнен быть не может. Кто будет составлять протоколы? Кто будет наказывать? Мифические чиновники, ходя по квартирам? У них на это нет права. Полиция? Она не имеет права составлять протоколы на основании петербургских законов. В общем, это проблема комплексная и ее нужно было рассмотреть по-другому. А что касается «Чернышевской» и других станций метро, где ходят люди с «матюгальниками», сейчас этого [говорить и кричать в рупоры] делать нельзя, и полиция имеет полное право их задерживать за проведение несанкционированного митинга».

Ранее Gazeta.SPb рассказывала о том, что петербуржцев раздражает так называемая световая реклама, которая, по их мнению, уродует фасады зданий.