Власти решили бороться с загрязнениями рек Петербурга. В этом году с помощью авиации планируется проводить тепловую, ультрафиолетовую и видео съемку акватории Невы, Невской губы и кромки берега и мест образования свалок на окраинах города. На эти цели потратят 2 миллиона рублей, пишет Pomoyka.org.
Все данные аэросъемок будут оперативно поступать в городские экологические и аварийные службы. Авиамониторинг планируется проводить в период с мая по октябрь 2008 года.
Кроме того, Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности оснастит Вантовый мост лазерными датчиками контроля прохождения пятен нефтепродуктов – лидарами, пишут «Санкт-Петербургские ведомости».
Лазеры уже стоят на Володарском, Малоохтинском, Александра Невского и Литейном мостах.
СПРАВКА: Лидар – небольшой по объему оптический прибор, устанавливаемый в подмостном пространстве и осуществляющий передачу лазерного луча через заданный интервал времени на водную поверхность. Плотность нефтяной пленки и воды разная – поэтому, как только прибор фиксирует изменение плотности проходящего потока, на монитор компьютера экологов поступает информация о длине проплывающего под мостом пятна нефтепродуктов. А в дежурную службу комитета по природопользованию поступает СМС-сообщение. Текущее состояние акватории после такого сигнала также можно оценить, запросив данные с лидаров на мостах ниже по течению. После получения полной информации оперативно принимается решение о выдвижении аварийных судов-нефтесборщиков с ближайшего опорного пункта для ликвидации аварии.
В ближайшее время планируется оснастить лидарами и Кантемировский мост на Большой Невке. Это позволит перекрыть все возможные пути распространения нефтяных шлейфов и не допустить их попадания на акваторию Финского залива. Кроме того, планируется оснащение Большого Обуховского моста и Володарского моста не только лидарами, но и приборами обнаружения нефтеразливов в инфракрасном диапазоне. Датчики таких приборов реагируют на разницу температур водной поверхности и нефтяной пленки и помогут специалистам комитета оценить объем и контуры пятна.
КСТАТИ: За период навигации 2007 года благодаря лидарам были оперативно локализованы четыре значительных пятна нефтепродуктов длиной свыше ста метров. 21 пятно размером около 40 метров было зафиксировано лидарами под мостом Володарского. 31 пятно аналогичных размеров – лидарами под мостом Александра Невского. И всего 11 пятен «доплыли» до Литейного моста, где их перехватил нефтеуборочный флот. Лидировал в прошедшем году по количеству срабатываний сигналов о прохождении пятен нефтепродуктов прибор, расположенный на Малоохтинском мосту, – 40 случаев нефтеразливов.
Отметим также, что в этом году планируется очистить от донных отложений реки Охта и Оккервиль. На эти цели выделено 110 миллионов рублей. Все работы должны быть завершены к ноябрю 2008 года.
Напомним, что другая проблема загрязнения рек города – это слив отходов различных предприятий. Первое место по количеству выброшенных в Неву отходов занимает «Водоканал».
В загрязнении окружающей среды компанию уличил «Роспотребнадзор». Анализ сточных вод, которые сбрасывает «Водоканал» в Охту показал наличие токсических запрещенных веществ.
В ходе разбирательства сотрудниками Росприроднадзора были отобраны пробы в стоке NВО-69, находящемся в ведении «Водоканала», сообщили «Фонтанке» в пресс-службе Greenpeace.
Исследование проб подтвердило превышение концентрации нефтепродуктов. В сточных водах также были выявлены загрязняющие вещества с превышением ПДК, сброс которых запрещен — ацетон и дибутилфталат.
ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» был привлечен к административной ответственности по статье 8.13, часть 4, КоАП РФ «нарушение правил охраны водных объектов». Административный штраф за подобное нарушение составляет всего от 30 до 40 тысяч рублей.
Как рассказали корреспонденту БИА в самом «Водоканале», эта информация верна, однако проблема заключается в том, что в целом в Петербурге около 15% сточных вод сбрасываются без очистки, в том числе и через указанный сток. При этом прекратить сбросы пока невозможно в связи с тем, что не завершено строительство Северного коллектора, который доведет стоки до Северной станции аэрации, где они и будут очищаться. Сточные же воды в районе Охты пойдут сначала в Охтинский коллектор, который пока проектируется, но сооружение которого входит в ближайшие планы «Водоканала».
Один из стоков, загрязняющих Охту
Напомним, что Greenpeace обнаружил загрязнение на берегах Охты – выяснилось, что ядовитые отложения сваливают в 100 метрах от берега — в недавно выкопанные котлованы прямо у базы ГУП «Ленводхоз».
Официально считается, что поднятый со дна ил отвозят на специально оборудованный отвал в устье реки Красненькой (район Санкт-Петербургского порта). Это связано с тем, что донные отложения Охты, как и многих других рек Петербурга, крайне загрязнены вредными веществами. Исследования, проведенные «Гринписом» в рамках проекта «Чистая Нева», показали, что охтинские илы содержат повышенные концентрации таких опасных веществ, как свинец, кобальт, медь, никель, цинк и прочие ядовитые вещества.
«Донные отложения Охты содержат целый набор токсичных веществ, и захоранивать их таким образом недопустимо, — комментирует ситуацию руководитель петербургского отделения Гринпис Дмитрий Артамонов. — Опасные вещества сначала отравят почву и вскоре вернутся обратно в Охту с дождевыми и грунтовыми водами».
Отметим, что начальник отдела координации природоохранных работ Комитета по природопользованию В. Колосов, к которому сразу же обратились представители «Гринпис», сообщил, что не знает о захоронении илов и отказался от общения, заявив, что будет отвечать только на письменный запрос.
В Комитете по по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности сообщили, что по заявлению «Гринписа» проводится проверка. Специально для этого сформировали комиссию, которая уже выезжала на место, передает «Эхо Москвы».
При этом в Комитете уверены, что у исполнителя дноуглубительных работ нет возможности в настоящее время вывезти поднятые донные отложения. «На зиму навигация, как всегда, закрыта, поэтому до весны нет возможности их вывезти в специальное место. Кроме того, чем лежащие на берегу отложения опаснее находящихся на дне»? — сказала она.
Также в Комитете поставили под сомнение результаты экспертизы отложений, на данные которой ссылается «Гринпис». «Еще предстоит выяснить, кто отбирал пробы и проводил экспертизу. На эти действия необходимы специальные лицензии, которыми обладают лишь несколько организаций в городе», — сказали чиновники.