К празднику Сретения Господня в Санкт-Петербурге приурочен Сретенский фестиваль духовной и народной музыки, на который соберутся молодежные творческие коллективы из многих городов России, передает ИТАР-ТАСС.
Уже несколько лет по решению Русской Православной Церкви в Сретение отмечается в Международный день православной молодежи. Основные задачи фестиваля в Петербурге руководитель оргкомитета архиепископ Тихвинский Константин определил как «объединение православной студенческой молодежи, налаживание контактов между молодыми музыкантами России».
Жюри Сретенского фестиваля
Церемонию открытия предварит молебен в храме Санкт- Петербургской духовной академии перед чудотворным образом Божией Матери «Знамение».
Сретенский фестиваль проводится в Санкт-Петербурге с 2001 года в рамках IХ Межвузовского творческого конкурса по благословению ректора Духовной Академии архиепископа Тихвинского Константина.
В фестивале предполагается участие около 20 хоров и ансамблей из Санкт-Петербурга, Брянска, Димитрова, Рязани и других городов России, представляющих вузы, школы, дворцы творчества юных и храмы. Наиболее известными коллективами, уже не первый год участвующими в фестивале, являются смешанный хор Духовной Академии, детский хор «Лествица» из Рязани, ансамбль казачьей песни «Атаман» из Санкт-Петербурга.
Хоровые пения на Сретенском фестивале в Александро-Невской лавре
В 15.00 пройдет Итоговый концерт Сретенского фестиваля в Святодуховском центре Александро-Невской лавры и праздничная встреча, посвященная 6-летию создания Александро-Невского союза молодежи.
ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА
Слово Сретение в переводе со славянского языка означает «встреча». Праздник Сретения Господня — это радость долгожданной встречи с Богом, Христом Спасителем, свершившейся некогда в Иерусалимском храме, происходящей и поныне в сердце каждого человека, ищущего Бога, Его Истины, сохраненной Его Церковью.
После рождения Христа святое семейство — Мария и Иосиф Обручник — отправилось в столицу древнего Иудейского Царства — Иерусалим. Богородица должна была представить своего Сына, младенца Христа, «Лицу Божьему», т.е. исполнить древний обычай, по которому всех мальчиков на сороковой день после рождения приносили в иерусалимский храм для особого чина очищения и посвящения Богу.
Так же как и любая другая иудейская женщина, Мария принесла символическую очистительную жертву Богу в благодарность за рождение сына — два голубя за Того, кто родился в мир — принести себя в жертву за павшего человека.
Пресвятая Дева, Матерь Божия, по глубокому смирению подчинилась предписанию закона. Христос, ее Сын — был принесен в храм, как обычный верующий, стремящийся к благочестивой жизни, чтобы последовать предписаниям церковных канонов.
Сретение Господне. Икона XIX века.
В храме происходит очень важное событие — встреча старца Симеона и Спасителя. Каждый раз на вечернем богослужении в Церкви, когда звучат слова молитвы, родившиеся в сердце Симеона: «Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром» — мы вспоминаем радость этого момента.
Отпускает на покой Господь человека, который согласно пророчеству не мог увидеть смерти, «доколе не увидит Христа» (Лк. 2, 25-26). Старец Симеон был священником Иерусалимского храма, богословски и филологически блестяще образованный муж, один из авторов перевода Библии на греческий язык, известного в науке как «Перевод семидесяти толковников».
По преданию к моменту встречи с Младенцем Христом, ему было уже более трехсот лет. Ушли сверстники, проходили новые, чуждые поколения; лишь обещание Ангела давало силу нести бремя жизни. Невместим для сознания современного человека тот факт, что Симеон жил так экстраординарно долго. Но Церковь говорит об особом действии Промысла Божьего: слова должны были исполниться и Симеон не мог умереть, не увидев Христа.
Старец Симеон стал символом ветхозаветного народа Израильского, абсолютный смысл многовековой истории которого воплощался только в подготовке себя (и окружающего языческого мира) к встрече с грядущим Мессией и исповедании Его Спасителем всего человечества.
Вторым человеком, кому была подарена радость встречи с младенцем Христом, стала праведная Анна — простая служительница, которую современники назвали бы «церковной бабушкой», была на самом деле пророчицей из колена Асира.
Сретение Господне. Икона 13 века
Увидев рожденного Спасителя, она отправилась проповедовать о пришествии в мир Мессии «всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2, 38). Такое ее служение, может быть стало прообразом событий — которые произойдут уже после Христова Воскресения и Вознесения — событий Пятидесятницы ( Праздника Троицы), когда Святой Дух сойдет на апостолов, учеников Христа, и когда «сыны и дщери будут пророчествовать» (Деян. 1-2).
Сретение — праздник, подразумевающий не только радостные переживания. Обращаясь к Пресвятой Деве, праведный Симеон предсказывает Ей будущее о Богомладенце и об Ее страданиях у креста Христова: «Этот Отрок будет знамением спора людей. Он лежит на падение и на восстание многих в Израиле: непокорным будет падением, верующим — восстанием». «И Твое сердце, Нетленная, пройдет оружие при виде Сына Твоего на кресте».
В праздничной иконе Сретения есть эта двойственность — радость Сретения и страстная скорбь, заключенная в пророческих словах Симеона Богоприимца — Младенец Спаситель, сидящий на руках Богоприимца Симеона, принимающего на руки свои Спасителя и являющего собою как бы ветхий мир, исполняющийся Божеством, и Матерь Божия, вышедшая на крестный путь — отдание Сына Своего на спасение мира.