В минувший четверг, 8 июня в рамках XVI конкурса “Доверие потребителя” прошел бизнес-завтрак, на котором была поднята тем “Куда движется рынок недвижимости”. В мероприятии приняли участие представители банков: ПАО «Банк «Санкт-Петербург», Санкт-Петербургского регионального филиала АО «Россельхозбанк», головного отделения по Санкт-Петербургу ПАО «Сбербанк», АО «Банк Дом.РФ», ПАО РОСБАНК по Северо-Западному Федеральному округу, строительных компаний: ГК «Ленстройтрест» , холдинга «РСТИ» (Росстройинвест), корпорации «Русь», компании Nikoliers, digital агентства Nectarin в Санкт-Петербурге, коммуникационного агентства «Медиатор», маркетингового агентства SETEVIE, агентства недвижимости «КВС», СРО А «Объединение строителей Санкт-Петербурга», Российской Гильдии Риэлторов, Национальной палаты недвижимости и РГУД. СМИ были представлены газетами «Недвижимость и строительство”, «Коммерсантъ», «Деловой Петербург», порталами «РБК в Санкт-Петербурге», gazeta.spb.ru, Мойка78, Кто строит.Ру.
Партнерами бизнес-завтрака выступили коммуникационное агентство «Медиатор» и digital агентство Nectarin.
В открытии мероприятия приняла участие Валентина Нагиева, исполнительный директор оргкомитета конкурса “Доверие потребителя”. Она ознакомила присутствующих с ходом конкурса, а также обозначила основные темы бизнес-завтрака.
Конкурс проходит в 16-й раз. В настоящее время реестр номинантов общественного независимого конкурса на рынке недвижимости Петербурга и Ленинградской области «Доверие потребителя» 2023 года сформирован.
Потребители смогут отдать свои голоса в 17-ти номинациях, выбрав из 174 участников рынка недвижимости Петербурга и Ленинградской области. Из 17-ти номинаций 8 отданы еще строящимся или уже реализованным ЖК, где представлены 66 объектов в четырех классах: стандартное жилье, комфорт, бизнес и премиум. Строящиеся проекты загородного домостроения поделены на две категории: комфорт- и бизнес-класс, а также премиум- и элит-класс. Их всего 18. Апартаменты представлены в двух классах: комфорт-класс и рекреационные. Здесь участвуют 7 строящихся и по 3 реализованных комплекса апартаментов. В традиционных номинациях в конкурсе принимают участие 9 ипотечных банков, 30 риэлторских агентств, 25 строительных компаний и 13 управляющих компаний, претендующих на звание компаний, заслуживающих доверие потребителей рынка недвижимости Петербурга и Ленинградской области.
Интернет-голосование открыто до 31 августа. По его завершению голоса суммируют, а затем выберут финалистов для участия в следующем этапе конкурса — экспертном голосовании.
Руководитель АН «Бенуа», президент Национальной палаты недвижимости Дмитрий Щегельский затронул актуальный вопрос лицензирования риэлторской деятельности. Игорь Горский, президент Ассоциации риэлторов Санкт-Петербурга и президент Российской гильдии риэлторов уточнил, что риэлторы продают 74% всей петербургской недвижимости. Застройщикам без них, за редким исключением, прожить невозможно. В этом ключе Петербургу почти догнал столицу по внутреннему туризму, а это значит, что развиваются межрегиональные сделки
В 2023 году продолжают развивать свои проекты и девелоперы апартаментов. По данным digital агентства Neсtarin, в 2022 году средняя доходность апартаментов достигла минимальных показателей – 4,84 %. Сегмент отреагировал на турбулентную ситуацию программами гарантированной доходности, что поддержало спрос. В 2023 году выиграют те участники рынка, уверена Марина Зрилова, директор представительства digital агентства Nectarin в Санкт-Петербурге которые смогут предложить покупателям оптимальное соотношение цены/продукта/локации. Роль управляющих компаний в успешности объектов усилится.
Выигрывать среди апартаментов будут те, кто хорошо продумают и организуют комьюнити, которые станут центром притяжения не только самих арендаторов, но и жителей района. Так, в сети апарт-отелей YE’S за 5 месяцев 2023 года загрузка выросла на 7% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, отмечает Евгения Гончарова, управляющий партнёр маркетингового агентства SETEVIE.
Исполнительный директор РГУД Елена Бодрова считает, что сервисные апартаменты являются самым ликвидным товаром, который хорошо реализуется в регионах. Будущее за арендным жильем, по закону один дом которого не может иметь множество собственников. По мнению эксперта, необходимо разработать свой формат, чтобы привлекать проектное финансирование или деньги частных инвесторов
Как отмечает Игорь Котосов, коммерческий директор корпорации «Русь», на загородном рынке в 2023 году реализованные проекты, включая замороженные и недострой, пополнили рынок предложениями в категории вторичной недвижимости.
В эконом сегменте был замечен рост спроса на недорогую первичную и вторичную загородную недвижимость. В Ленинградской области в апреле этого года по договорам купли-продажи реализовано 9,4 тысячи участков под ИЖС и в СНТ, что на 20% больше, чем в апреле 2022 года (7,4 тысяч) – по данным Росеестра.
В 2023 году корпорация «Русь» пересчитала стоимость уже запущенных проектов в пользу клиента за счет снижения цены пиломатериалов на 10%, а выстроенная корпорацией экосистема бизнеса проводит заказчика по всем стадиям постройки дома, от проектирования до меблировки, сокращая издержки и сроки.
Марина Зрилова, директор представительства агентства Nectarin в Петербурге, привела данные нового ежеквартального глобального исследования рынка.
Выяснилось, что тренды и сценарии развития событий в 2023 году будут складываться из платежеспособности спроса, настроения в обществе, поддержки государства, антикризисных мер застройщиков. Если начнется отъезд граждан из страны, то это приведет к росту объема предложения на вторичном рынке жилья. Увеличение количества объектов в экспозиции, а также желание продавцов сократить срок их реализации приведет к снижению цен. В частности, в старых домах.
Условия турбулентности могут спровоцировать снижение спроса на первичном рынке на 30–50%. Вместе с тем, инициатива Центробанка об ограничении распространения ипотечных программ от застройщиков по «околонулевым» ставкам приведет к дополнительному падению продаж в краткосрочной перспективе. Падение спроса вынудит застройщиков начать снижать цены.
Продолжится уменьшение средней площади строящихся квартир. Если их средняя площадь в ноябре 2015 года была 56,85 кв. м, то в сентябре 2022 года составила 49,6 кв. м (снижение на 12,4% ). Замена строительных материалов с азиатских рынков, что приведет к изменению архитектурного стиля и концептуальных решений проектов. С февраля 2022 года наблюдается значительный отток целевой платежеспособной аудитории из РФ, при этом не происходит формирования новой возможной группы потребителей.