Объемное изображение Сукхавати – Чистой земли будды Амитабхи – является частью восточной коллекции Государственного музея истории религии, сообщает www.aktivist.ru. Выполненное в основном из дерева и частично из папье-маше и металла, оно поражает своей красотой и гармоничностью, ассоциируясь у зрителей с представлениями о райском саде.
Многофигурная композиция Сукхавати была создана более ста лет назад, в 1904-1905 гг., монахами двух старейших буддийских монастырей Бурятии – Гусиноозерского и Гегетуевского – по заказу известного собирателя предметов восточного искусства князя Э.Э. Ухтомского. Коллекция князя была приобретена императором Николаем II и подарена Этнографическому отделу Русского музея. В начале 30-х годов ХХ века композиция поступила в Государственный музей истории религии. Только сейчас, в своем новом здании, музей впервые полностью восстановил этот памятник в его первоначальном виде и дает широкому кругу посетителей возможность познакомиться с уникальным экспонатом.
Фото с сайта www.relig-museum.ru
Сукхавати — прекрасный сад с деревьями, растениями, цветами, горами, прудом, дворцами из драгоценных камней и металлов, находящийся в далеких космических сферах и удаленный от земли на мириады других миров.
В центре композиции – будда Амитабха на лотосовом троне. В иконографии его поза называется алмазной, в йоге – лотосовой. Руки сложены в жесте созерцания или медитации, сообщает пресс-служба музея. Справа и слева от будды – Восемь великих бодхисаттв (просветлённых существ).
Эти и другие многочисленные персонажи Сукхавати призваны создать многогранный и многозначный образ Чистой земли. Цвет, форма и место расположения деталей композиции, как и жесты персонажей, символичны. В Сукхавати, служащей для верующих объектом поклонения и медитации, выражено учение буддизма об освобождении от круга рождений и смертей. Для представителей другой культуры и духовной традиции Сукхавати – сказочная мечта о счастливой стране, буддийский «рай».
В состав экспозиции входят и другие экспонаты, связанные с буддийской традицией: два скульптурных изображения будды Амитабхи (Япония, XIX в.; Бурятия, XIX в.); скульптура Будды Шакьямуни (Таиланд, XIX в.,); каменная статуэтка Гуаньинь в киоте (Китай, XIX в.). А также танка (буддийская икона, написанная на грунтованном полотне минеральными красками) «Мандала Пяти Татхагат», созданная в 2006 г. специально для новой экспозиции.
Экспозиция сопровождается аудиоэкскурсией со специально разработанной системой координации звуковой информации и подсветки экспонатов.
СПРАВКА: Буддизм – самая древняя из мировых религий – возник в Индии в VI-V вв. до н.э. Основателем религии считается Будда Шакьямуни (Сиддхартха Гаутама). К началу первого тысячелетия нашей эры оформились два направления в буддизме. Одно из них – махаяна – получило распространение Китае, Японии, Кореи, Вьетнаме, частично в Лаосе, а также в Тибете, Монголии, на территории России (Бурятия, Калмыкия, Тува).
В махаяне существует представление о множестве будд (будда Шакьямуни – лишь один из них). Все они группируются в «Пять семейств будд» располагаемых по пяти разным направлениям. В каждом из них находится Чистая земля, где владыкой является тот или иной будда. В западном направлении простирается Чистая земля Сукхавати (в переводе с санскрита – «сфера блаженства» или «счастливая земля»). Там господствует будда Амитабха (с санскр. – «неизмеримый свет»).
Амитабха – будда бесконечного света. Его Чистая земля Сукхавати не имеет материального измерения. Это духовная сфера и, одновременно, состояние высшей духовной радости, достигаемое людьми, приближающимися к нирване.
Культ Амитабхи, возникнув в Индии в первые века н.э., получил позднее широкое развитие. На протяжении столетий мастера Центральной Азии и Дальнего Востока создавали скульптурные композиции, изображающие особую страну высшей радости, идеальный мир Сукхавати. В буддийских монастырях подобные композиции выставлялись в специально сооруженных для них небольших храмах, открытых для верующих только в определенные дни.
Государственный музей истории религии
ул. Почтамтская, д.14
тел. 571 04 95