Музей истории религии открывает выставку о буддийском рае

Объемное изображение Сукхавати – Чистой земли будды Амитабхи – является частью восточной коллекции Государственного музея истории религии, сообщает www.aktivist.ru. Выполненное в основном из дерева и частично из папье-маше и металла, оно поражает своей красотой и гармоничностью, ассоциируясь у зрителей с представлениями о райском саде.

Многофигурная композиция Сукхавати была создана более ста лет назад, в 1904-1905 гг., монахами двух старейших буддийских монастырей Бурятии – Гусиноозерского и Гегетуевского – по заказу известного собирателя предметов восточного искусства князя Э.Э. Ухтомского. Коллекция князя была приобретена императором Николаем II и подарена Этнографическому отделу Русского музея. В начале 30-х годов ХХ века композиция поступила в Государственный музей истории религии. Только сейчас, в своем новом здании, музей впервые полностью восстановил этот памятник в его первоначальном виде и дает широкому кругу посетителей возможность познакомиться с уникальным экспонатом.

Музей истории религии открывает выставку о буддийском рае
                          Фото с сайта www.relig-museum.ru

Сукхавати — прекрасный сад с деревьями, растениями, цветами, горами, прудом, дворцами из драгоценных камней и металлов, находящийся в далеких космических сферах и удаленный от земли на мириады других миров.
В центре композиции – будда Амитабха на лотосовом троне. В иконографии его поза называется алмазной, в йоге – лотосовой. Руки сложены в жесте созерцания или медитации, сообщает пресс-служба музея. Справа и слева от будды – Восемь великих бодхисаттв (просветлённых существ).

Эти и другие многочисленные персонажи Сукхавати призваны создать многогранный и многозначный образ Чистой земли. Цвет, форма и место расположения деталей композиции, как и  жесты персонажей, символичны. В Сукхавати, служащей для верующих объектом поклонения и медитации, выражено учение буддизма об освобождении от круга рождений и смертей. Для представителей другой культуры и духовной традиции Сукхавати – сказочная мечта о счастливой стране, буддийский «рай».

Музей истории религии открывает выставку о буддийском раеВ состав экспозиции входят и другие экспонаты, связанные с буддийской традицией: два скульптурных изображения будды Амитабхи (Япония, XIX в.; Бурятия, XIX в.); скульптура Будды Шакьямуни (Таиланд, XIX в.,); каменная статуэтка Гуаньинь в киоте (Китай, XIX в.). А также танка (буддийская икона, написанная на грунтованном полотне минеральными красками) «Мандала Пяти Татхагат», созданная в 2006 г. специально для новой экспозиции.

Экспозиция сопровождается аудиоэкскурсией со специально разработанной системой координации звуковой информации и подсветки экспонатов.

СПРАВКА: Буддизм – самая древняя из мировых религий – возник в Индии в VI-V вв. до н.э. Основателем религии считается Будда Шакьямуни (Сиддхартха Гаутама). К началу первого тысячелетия нашей эры оформились два направления в буддизме. Одно из них – махаяна – получило распространение Китае, Японии, Кореи, Вьетнаме, частично в Лаосе,  а также в Тибете, Монголии, на территории России (Бурятия, Калмыкия, Тува).

В махаяне существует представление о множестве будд (будда Шакьямуни – лишь один из них). Все они группируются в «Пять семейств будд» располагаемых по пяти разным направлениям. В каждом из них находится Чистая земля, где владыкой является тот или иной будда. В западном направлении простирается Чистая земля Сукхавати (в переводе с санскрита – «сфера блаженства» или «счастливая земля»). Там господствует будда Амитабха (с санскр. – «неизмеримый свет»).

Амитабха – будда бесконечного света. Его Чистая земля Сукхавати не имеет материального измерения. Это духовная сфера и, одновременно, состояние высшей духовной радости, достигаемое людьми, приближающимися к нирване.

Культ Амитабхи, возникнув в Индии в первые века н.э., получил позднее широкое развитие. На протяжении столетий мастера Центральной Азии и  Дальнего Востока создавали  скульптурные композиции, изображающие особую страну высшей радости, идеальный мир Сукхавати. В буддийских монастырях подобные композиции выставлялись в специально сооруженных для них небольших храмах, открытых для верующих только в определенные дни.

Государственный музей истории религии
ул. Почтамтская, д.14
тел. 571 04 95

ПОДЕЛИТЬСЯ:

Петербуржцы выгодно пополняют и приобретают транспортные карты с СБП

Петербуржцы выгодно пополняют и приобретают транспортные карты с СБПНовости
Жители Петербурга получили выгоду в 4,5 млн рублей при покупке и пополнении проездных билетов через Систему быстрых платежей. О такой сумме сообщила пресс-служба Национальной системы платежных карт. Это стало возможно благодаря предложению СБП. До конца года действует акция: при покупке или пополнении проездных билетов через Систему быстрых платежей (СБП) на...
Подробнее

Шесть петербуржцев и ленинградцев заняли пьедестал всероссийского чемпионата по программированию True Tech Champ

Шесть петербуржцев и ленинградцев заняли пьедестал всероссийского чемпионата по программированию True Tech ChampНовости
Сразу шесть участников из Петербурга и Ленинградской области заняли пьедестал всероссийского чемпионата по алгоритмическому и робототехническому программированию True Tech Champ  цифровой экосистемы МТС в этом году. Второе место в первом треке занял ученик Президентского физико-математического лицея №239 Владимир Звездин, а во втором две петербургских команды «Котята и роботы» и «Микро-мыши»...
Подробнее