«Штрафы выше»: как и почему кикшеринги и власть взялись за нарушителей

На фоне роста популярности кикшеринга, этот бизнес становится все серьезнее и старается отсечь недобросовестных пользователей. Сервис начинался в большей степени как развлечение, а теперь стал частью городской транспортной системы. По крайней мере по такой схеме развивается сценарий поездок в крупных городах.

Это подтверждает статистика. Как сообщили в пресс-службе «Вуш», в Петербурге не менее 8 поездок из 10 совершается между жилыми кварталами и транспортными хабами, центрами деловой активности или торговыми центрами. Около 56% поездок начинается от остановок общественного транспорта.

При этом популярность проката растет. В сервисе «Юрент» ответили, что в этом году в Петербурге наблюдают рост спроса на поездки на 30%. Логично предположить, что чем больше поездок, тем больше нарушений совершают пользователи. Кикшеринги подтверждают, что отчасти это так. Однако подчеркивают, что процент совершаемых нарушений относительно общего количества поездок остается низким. Например, «Юрент» отмечает, что в процентном соотношении количество ДТП от общего числа поездок составляет не более 0,0001%. В «Вуш» дают статистику по нарушениям – 0,1%.

Несмотря на такие «масштабы трагедии», тема нарушений правил самокатчиками остается резонансной. Поэтому решено сократить доступ к самокатам нарушителям, и дать дорогу добросовестным пользователям. Для этого кикшеринги применяют меры наказания. В этом году они стали гораздо строже. В мае 2024 года все операторы существенно увеличили штрафы.

Самым тяжким проступком считается езда в нетрезвом виде, за это придется заплатить от 100 до 150 тысяч рублей и получить блокировку аккаунта. За езду вдвоем или втроем штраф составляет 5 тысяч рублей. В 2023 году – 800 рублей. За передачу управления несовершеннолетнему – 10 тысяч рублей и блокировка аккаунта. В 2023 году – обходились только блокировкой аккаунта. Нововведение – неспешивание на пешеходном переходе теперь обходится в 1000 рублей. За совершенное ДТП с нанесением вреда здоровью или имуществу – от 30 до 100 тысяч рублей. Как сообщили в Ассоциации операторов микромобильности, с начала сезона до 25 июля кикшеринги Петербурга выписали в общей сложности более 46 тысяч штрафов и заблокировали порядка 42 тысяч аккаунтов пользователей-нарушителей.

Наказывать решили и в Госдуме. Парламентарии рассматривают законопроект о штрафах, пока документ прошел первое чтение. Но, видимо, в скором времени, нарушителям придется совсем непросто. Поскольку к мерам кикшерингов прибавятся административные наказания.

Депутаты приняли вариант законопроекта, в котором прописаны следующие штрафные санкции: за езду в нетрезвом виде – от 20 до 30 тысяч рублей, за езду вдвоем или втроем – от 2 до 3 тысяч рублей, за нанесение легкого вреда здоровью – от 2,5 до 5 тысяч рублей, средней тяжести – от 10 до 20 тысяч рублей, за оставление места ДТП – 4-5 тысяч рублей. Прописаны штрафы и за превышение скорости – от 500 до 5 тысяч рублей. Однако это затронет владельцев частных СИМ. Напомним, для них в ПДД скоростное ограничение составляет 25 км/ч.

А для пользователей кикшеринга скорость ограничена до 20 км/ч, что оговорено в специальном соглашении, заключенном между операторами проката и комитетом по транспорту Санкт-Петербурга. Пользователи не могут разогнаться быстрее, поскольку самокаты оснащены специальной программой. Соглашение обновляется ежегодно, внедряются новые ограничения, что способствует повышению безопасности.

В Петербурге контроль за соблюдением правил самокатчиками ведет «Городской центр управления парковками». Инспекторы собирают данные и направляют их операторам проката. Центр находится в подчинении комитета по транспорту Петербурга. С 1 мая по 21 июля 2024 года зафиксировано более 19 тысяч нарушений. Также сами сервисы ведут контроль на улицах города при помощи скаутов. В Петербурге Яндекс Go выпустил «штраферов» в середине июля. Ассоциация операторов микромобильности принимает сообщения о нарушениях от граждан по «горячей линии» и в чат-боте.

Операторы могут проверить информацию, сверившись с камерами видеонаблюдения. А выявить нарушителя еще проще – достаточно знать время и место, и программа определит личность водителя через аккаунт. Очевидно, что контроль и со стороны кикшеринговых компаний и со стороны власти только усиливается. Пользователям проще соблюдать правила, чем получить неотвратимое наказание.