«Мимикрия»: почему определение СИМ дало курьерам волю

«Мимикрия»: почему определение СИМ дало курьерам волю
Фото: baltphoto/Вероника Овсянникова

В комитете по транспорту Петербурга заявили о намерении перейти к контролю служб доставки.

Заместитель председателя комитета по транспорту Петербурга Дмитрий Ваньчков 31 июля в ходе конференции РБК заявил, что следующим шагом в регулировке СИМ станет контроль за службами доставки. На чем и как они ездят.

«Насчет курьеров, это будет следующий шаг. Мы идем туда», — сказал Дмитрий Ванчьков.

Как сегодня обстоят дела с доставщиками, выясняла наша редакция.

С 1 марта 2023 года в силу вступили новые правила дорожного движения, в которых было дано определение средствам индивидуальной мобильности. С тех пор курьеры спокойно передвигаются на так называемых электровелосипедах по дорогам и по тротуарам. Но имеют ли они на это право, и какие транспортные средства мимикрируют под СИМ, пыталась разобраться наша редакция.

Берем определение СИМ. Если отбросить канцеляризмы, это средство передвижения, предназначенное для одного человека. Двигаться оно должно по тротуару со скоростью не более 25 км/ч. Если вес такого транспорта более 35 кг, то перемещаться по тротуару нельзя. Есть и разница в мощности. Так, если мощность меньше 25 кВт, то СИМ приравнивается к велосипеду. А если от 0,25 кВт до 4 кВт, то это уже мопед. Напомним, мопед должен ездить по проезжей части, у водителя должен быть шлем и права на управление.

Казалось бы, все просто. Но, как обычно, есть «но».

После того, как было введено определение СИМ, курьеры расслабились и спокойно рассекают, где им вздумается. Удобно по дороге – едут по дороге, быстрее по тротуару – выбирают по тротуару. Мол, еду на СИМ, не придерешься.

Но действительно ли эти якобы элетровелосипеды соответствуют нормативам.

По словам профессора кафедры «Автомобили» МАДИ Виталия Гаевского, на самом деле эти аппараты весят около 50 кг, а скорость могут развивать до 50 км/ч.

«По факту, это мопеды. А мопед – значит регистрация, права, шлем и проезжая часть. Но никак не тротуар. Если элементарно посмотреть, какие на рынке предлагают в кавычках электровелосипеды, то все их характеристики и модели изучить довольно просто. В определение достаточно внести изменение о том, что скорость не должна превышать 25 км/ч благодаря конструктивным особенностям. Хотя можно использовать норматив по весу – больше 35кг – передвигайся по проезжей части. Но кто их будет взвешивать», — рассуждает Виталий Гаевский.

Получается, что курьеры на «электровелосипедах» остались без контроля. И здесь есть определенный перекос. Ведь, те же прокатные электросамокаты – под пристальным вниманием. В Петербурге за нарушителями следят инспекторы «Городского центра управления парковками Санкт-Петербурга», скауты-«штраферы» и консультанты по безопасности, Ассоциация операторов микромобильности принимает сообщения в специальном чате от граждан.

Между операторами кикшеринга и комитетом по транспорту Петербурга подписано соглашение о взаимодействии, согласно которому самокаты не могут двигаться быстрее 20 км/ч. А в некоторых зонах – быстрее 10 км/ч и 15 км/ч. Соглашение рассматривается регулярно, вносятся новые ограничения, чтобы повысить безопасность. Например, с 1 августа 2024 года в четырех центральных районах Петербурга запрещена парковка самокатов.

А вот с курьерами опять незадача. Виталий Гаевский считает, что что в целом СИМ – на сегодня самый безопасный вид транспорта. Но вот транспорт, который по факту является мопедом, но при этом спокойно ездит по тротуарам, представляет реальную угрозу.

«Тяжесть последствий от столкновений напрямую зависит от скорости и веса транспортного средства. Чем эти показатели выше, тем хуже», — отмечает Виталий Гаевский.

Кстати, сколько курьеров ездит по Петербургу на «электроведосипедах», неизвестно. 26 июля наша редакция разослала запросы крупным сервисам доставки, чтобы узнать сколько в день курьеров выезжает на улицы города и сколько они совершают поездок. Ответов пока нет.

Может, в ближайшее время ситуация все-таки изменится.