В Петербурге на базе Крыловского государственного научного центра состоялась встреча, посвященная разработке инновационных судов, использующих водородное топливо. Тему озвучил помощник президента России, председатель Морской коллегии Николай Патрушев, который посетил центр 3 декабря. Крыловский центр продолжает оставаться ведущим разработчиком новых технологий для Военно-Морского Флота России.
Как отметил вице-губернатор Петербурга Кирилл Поляков, Крыловский центр имеет почти столетнюю историю и за время своей работы участвовал в проектировании более 1200 судов, включая такие важные проекты, как первая отечественная атомная подлодка и первый в мире атомный ледокол.
«Крыловцы активно работали над этими уникальными проектами, и сейчас их усилия направлены на создание судов нового поколения», — подчеркнул Поляков.
В сфере проектирования судов на водородном топливе Крыловский центр также уже накопил опыт. Одним из таких проектов стало создание прогулочного катера на водородном топливе, который был построен на Зеленодольском судостроительном заводе.
Этот катер вмещает до 10 пассажиров и может находиться в море до 12 часов, развивая скорость от 12 до 18 км/ч. Судно имеет экологические преимущества и демонстрирует потенциал водородного топлива для расширения возможностей водного транспорта.
Другие российские компании, такие как Sitronics Group, также разработали экологичное судно, которое курсирует по акватории Невы. Это судно может находиться в пути до 20 часов, при этом подзарядка происходит всего за 6 минут. Однако пока такие судна предназначены для туристических нужд, массовое производство судов на водородном топливе еще не началось.
Николай Патрушев подчеркнул, что развитие таких технологий и укрепление научной базы Крыловского центра играют ключевую роль в поддержании технологического суверенитета России. Развитие водородных технологий в судостроении важно для экологии и энергетической независимости страны.
Между тем, в других странах также активно развиваются технологии водородного судоходства, но с несколько иной ориентацией. Например, в Нидерландах в мае 2024 года спустили на воду мегаяхту на водородном топливе длиной 119 метров, которая предназначена для элитного сегмента.
Во Франции же, в начале декабря 2024 года, по Сене начало курсировать грузовое судно водородного типа, которое будет решать задачи городской логистики, имея грузоподъемность 400 тонн.