Японские ученые выяснили, что любопытство укрепляет белое вещество мозга, а хроническая усталость его разрушает.
Исследователи обнаружили взаимосвязь между любопытством, усталостью и показателями здоровья мозга. По словам ученых, целью данной работы стало изучение процесса влияния любопытства и утомляемости на FA-BHQ. Этот показатель отражает структурную целостность белого вещества мозга, играющего ключевую роль в нейронных связях. Также специалисты хотели выявить регионы мозга, наиболее чувствительные к этим факторам.
По словам ученых, любопытство является важным компонентом когнитивных процессов, влияющим на приобретение знаний, принятие решений и общее развитие личности. В то же время утомляемость связана с состоянием истощения, которое возникает в результате выполнения сложных когнитивных задач.
В исследовании участвовали 578 здоровых людей в возрасте от 20 до 66 лет. Все они прошли анкетирование, подтвердив отсутствие неврологических и психических заболеваний, сообщает Scientific research.
Для измерения уровня любопытства ученые использовали специальный опросник CEI-II, где люди оценивали по пятибалльной шкале свою склонность к новым впечатлениям, принятию неопределенности и решению сложных задач. Параллельно с помощью шкалы Чалдера оценивался уровень усталости участников. Эти психологические показатели затем сопоставлялись с данными МРТ-сканирования мозга, в частности с показателями целостности белого вещества (FA-BHQ).
Результаты эксперимента показали, что у любознательных людей более здоровая структура мозга. Также у таких испытуемых выше показатели FA-BHQ. Ученые обнаружили, что любопытство активизирует семь ключевых зон мозга, включая те, что отвечают за эмоции и когнитивные процессы.
При этом хроническое утомление ухудшает состояние белого вещества в четырех важных областях мозга. Эти зоны отвечают за обработку информации, эмоциональную регуляцию и память. Их повреждение может серьезно повлиять на когнитивные функции.
По словам авторов исследования, полученные данные открывают новые перспективы для профилактики когнитивных нарушений через развитие любознательности и контроль уровня усталости.