— Проблема в том, что у нас много не специалистов, а обладателей дипломов, — считает министр образования РФ Андрей Фурсенко. — Мы постоянно проводим анализ, в каких областях нам будут нужны работники. Но, к сожалению, далеко не всегда нам удается убедить молодых людей учиться по востребованным специальностям.
Как пишет «Комсомольская правда», вместе с участниками заседания Балтийского губернаторского клуба министр попытался разобраться в этой ситуации. Если качество образования в северной столице и Первопрестольной достаточно высокое, в других регионах дела обстоят несколько иначе: вчерашние студенты, недополучив реальных знаний и навыков, идут со своими дипломами в официанты.
Перекос в сторону менеджеров, юристов и экономистов заметен и в Петербурге. При этом, например, не хватает сварщиков и слесарей. Хотя зарплаты у «синих воротничков» — если они специалисты в своем деле — немаленькие.
— Машинисту автокрана готовы платить 90 тысяч рублей, — объявил глава комитета по труду администрации Петербурга Павел Панкратов. — А всего в базе службы занятости из 50 тысяч вакансий 28 тысяч — это рабочие специальности.
Проблема в том, что учиться на рабочего мало кто хочет, сошлись во мнении участники заседания.
Спрос на специалистов меняется постоянно
— Люди никак не могут перестроиться, — считает старший научный сотрудник Социологического института РАН Татьяна Протасенко. — Наше население отстает от потребностей общества и мыслят категориями 90-х годов. На рынке труда появились новые профессии, одна из самых востребованных — логистика. Нужны люди, которые могут прогнозировать движение товаров, транспорта, в том числе, по городу. Но кто сейчас на них учится?
— Государство должно планировать все бюджетные учебные места в вузах: сколько набирать и на какие профессии, — считает губернатор Валентина Матвиенко. — На региональном уровне мы ежегодно корректируем набор в техникумы и колледжи согласно заявкам Союза работодателей. Кроме того, мы направляем госзаказ педагогическому университету и медицинским вузам.
Валентина Матвиенко отметила, что у каждого региона своя специфика. Петербург вообще на особом положении, — здесь учится 453 тысячи человек, то есть каждый десятый житель города. Это в два с половиной раза выше, чем в среднем по России.
Но кроме региональных особенностей, есть и мировые тенденции. Например, в Европе постоянно увеличивается число работников в сфере информационных технологий. В России их пока в разы меньше.
— Очевидно, что число этих кадров в ближайшее время будет расти. Сейчас в Санкт-Петербурге прививается этот европейский тренд. Количество рабочих мест в промышленности постепенно уменьшается. Не потому, что промышленность отмирает — идет модернизация, увеличивается производительность, растет число обслуживающего персонала. Движение идет в эту сторону.
Госзаказ тоже не может решить всех проблем. Формируется он сегодня, а обучение идет пять лет. К этому времени ситуация уже может серьезно измениться.
— Очень важно создавать систему образования, которая готовит специалистов, имеющих возможность адаптироваться, — уверен Андрей Фурсенко. — Это то, что делается в мире, и то, что сейчас делаем мы.
Фактически образование должно давать не сумму знаний, а умение учиться и получать результат. Вновь досталось «черной тройке» специальностей: менеджер, юрист, экономист. Уже к 2014 году спрос на эти профессии будет в три раза меньше, чем выпускников соответствующих факультетов.
— При этом те, кто действительно будут высококлассными специалистами, найдут работу без труда, — заверил Фурсенко.
Вот только он предполагает, что таких выпускников немного.
— В советское время в вузы шло максимум 20 процентов выпускников школ, сейчас – 70. Это слишком много, — cчитает министр. — Число желающих и умеющих учиться не могло сильно измениться. Думаю, оно осталось на уровне тех же 20 процентов. Мы должны понять — студент-студенту и образование-образованию рознь.
Так что многим экономистам, юристам и менеджерам придется переквалифицироваться. По прогнозам министерства образования, через три года нужнее всего будут работники в области информационных технологий, экологии и медицины.