С нового учебного года у них отнимут четыре учебных часа «форы», предоставленные в свое время комитетом по образованию Петербурга. Объясняют это чиновники просто – заботой о здоровье детей, пишет «Фонтанка.ру»
По учебному плану, разработанному и принятому еще в 2004 году министерством образования, программы учебных учреждений должны формироваться следующим образом: 30% — федеральный компонент, 40% — региональный, 30% — школьный.
Региональный компонент в Петербурге должен включать в себя два урока – историю города и ОБЖ (этот предмет есть и в федеральных образовательных программах, но в весьма небольшом количестве).
В федеральный компонент входят все основные предметы: русский язык и литература, иностранный язык и математика, информатика и история, обществознание, география, природоведение (5 класс), биология (6 – 9 классы) и естествознание (10 – 11 классы).
Помимо этого, за счет федеральных образовательных программ в школах преподают физику, химию, искусство (музыка и ИЗО), технологию, ОБЖ и физкультуру. Это так называемая инвариантная основа, в которую входит от 28 до 30 часов занятий в неделю.
Распределяются эти часы по-разному. Больше всего в 8-ом классе – 30 часов в неделю, а вот выпускников школ стараются особо не загружать – там преподавание федерального компонента занимает 20 часов в неделю.
Весь сыр-бор разгорается из-за школьного компонента учебных планов. Отправной точкой этого плана стал 2000 год, когда по данным международных исследований выяснилось, что качество образования в современной России находится на 37-м месте из 42-х возможных. Правда, понятие «качества образования» здесь употребляется в не совсем привычном нормальным людям смысле, пишет сайт www.comstol.ru
Большим недостатком старой системы оказалось то, что 90% знаний, получаемых школьником, были выработаны до 1950 г. и эти знания являются слишком «академическими».
В итоге согласно постановлению 2004 года, учебный план составляет лишь 30% от общего числа уроков. Таким образом, у образовательных учреждений Петербурга остается лишь 5 «свободных» часов в неделю.
Раньше их было 9 (за счет специального распоряжения комитета по образованию от 1998 года). Отметим, что школьные часы считаются по-особенному: если класс делится на 3 группы и у каждой преподает отдельный учитель, один урок считается за три, — ведь платить придется нескольким педагогам.
Больше всего пострадают от введения нового учебного плана гимназии. Раньше дополнительные часы они тратили, в основном, на иностранные языки. Что будет с 1 сентября 2008 года, пока не ясно. Тем временем, в комитете по образованию нововведения объясняют исключительно заботой об учениках и их здоровье.
Итак, руководство страны решило сделать наше образование «современным». Прежде всего, было четко сформулировано желаемое (реформаторами) место России в мире.
Россия – это не страна, поставляющая ресурсы и гастарбайтеров, как Украина и Молдавия, но в то же время и не страна с инновационной экономикой (к таким счастливым землям относятся США, Швейцария и др.), а государство, в котором производится то, что изобретается в «первом мире».
Получается, России нужны не научные работники, а квалифицированные рабочие.
МНЕНИЯ
Галина Калмыкова, директор гимназии № 272:
— У детей отнимают возможность получить хорошее образование, а у родителей – дать его. Статус гимназии очень ко многому обязывает, и мы добивались его много лет. Здесь учатся дети, которые мотивированы на повышенный уровень образования. Да и учителя работают на совесть.
Сейчас в гимназии преподается три иностранных языка – английский, немецкий и французский, с введением новых учебных планов останется лишь один. Тем временем, без работы могут остаться два учителя французского языка и один – немецкого. Эти учебные планы никем не обсуждались. Кроме того, мы когда-то сознательно отказались от начальной школы, а в пятые классы принимали на конкурсной основе. У нас отнимают и это право.
Наталья Сидорова, директор лицея № 95:
— По сути, мы с новым учебным планом еще не работали, и как он отразится на учебном заведении, пока не ясно. Я знаю, что в комитет по образованию направлялись интересующие нас вопросы, но пока ответов на них не поступило. 20-го марта Ольга Иванова (глава комитета по образованию) будет встречаться с педагогами Калининского района. Возможно, именно там и будут даны разъяснения.
Владислав Корнеев, директор гимназии № 399:
— Пока окончательное решение не принято. Мы ждем методических указаний. Ситуация не разрешилась и здесь резкие слова могут только помешать.