Первые автобусы, оборудованные электронной системой оплаты проезда, появились в городе в 2006 году. Еще ранее валидаторы начали работать в метро.
В итоге эксперимент по электронному контролю проезда пассажиров признали удачным и решили полностью отказаться от кондукторов, продающих билеты в автобусах и трамваях. Предполагается, что до конца 2011 года валидаторы появятся во всех автобусах ГУП «Пассажиравтотранс», в 140 тролейбусах и трамваях.
Однако перевозчики беспокоятся, что валидаторы часто будут выходить из строя (пример тому постоянно ломающиеся ручные валидаторы кондукторов), а от «зайцев» новые электронные устройства мало помогут — не все пассажиры будут добровольно оплачивать проезд. По данным dp.ru, число «зайцев» в транспорте без контролеров составит до 50% от числа всех пассажиров.
Кстати, принцип работы валидатора прост и практически не отличается от способа оплаты проезда в метро. В салоне транспорта нужно будет лишь приложить смарт-карту к сканеру. Если её нет — можно по старинке оплатить проезд наличными, у водителя будет кассовый аппарат.
Продумали и как бороться с зайцами. Контроллер, зайдя в автобус, может заблокировать систему и все, кто не успел оплатить проезд будут оштрафованы.
Заметим, что по данным статистики, ежемесячно в Санкт-Петербурге продается около 1,5 млн электронных проездных билетов. При этом ежедневно оплачивает свой проезд электронными проездными билетами почти 3 млн пассажиров.
Кроме того, в перспективе планируется реализовать услугу приобретения проездного билета через мобильные терминалы приема платежей, а в дальнейшем через Интернет и мобильный телефон или же оплату проезда через систему «Электронного кошелька».