Среди них большое живописное панно «Сибирские партизаны», входившее в состав знаменитой выставки учеников П.Н. Филонова в Доме Печати в 1927 году. Впервые будут показаны рисунки филоновского периода и более ранние произведения, созданные в годы учебы в Иркутске, сообщает сайт В 1930-е годы, сообщает сайт Русского музея. Ю.Хржановский начал работать на эстраде как профессиональный артист, но не расстался и с живописью. Акварели 1930-х — 1950-х годов составляют обширные серии пейзажей и бытовых зарисовок. Работы позднего периода 1960-х — 1980-х годов часто приобретают беспредметный характер и связаны с «рисованием музыки», которую художник любил всю жизнь: «фуги», «инвенции», «импровизации»:
Все работы, за исключением вышеуказанного панно, принадлежащего Русскому музею, предоставлены на выставку семьей художника.
Впервые зрители увидят произведения художника, созданные на протяжении всей его жизни, а в русскую культуру будет возвращено еще одно имя.
Мнения посетителей сайта www.afisha.ru:
Efir
Выставка хороша! Сибирские Партизаны очаровывают! Хржановский великолепен,познакомился с ним впервые.Всем советую посетить…акварели понравелись в меньшей степени…»Цветы …. поэтам» и «Ода»в Радости»» (могу в названии ошибаться) восхищают))))
minetolog.livejournal.com
Замечательная выставка. Довольно большая, но устать не успеваешь. Если вам нравится творчество Павла Филонова, выставка которого проходила недавно в личных коллекциях, то очень рекомендую.
СПРАВКА: Свой путь сам художник назвал «закономерной ретроспективой». И действительно, это характерный путь многих молодых ленинградских художников начала 1920-х годов, пишет сайт Федерального агенства по культуре и кинематографии. Юрий Борисович Хржановский окончил художественную школу в Иркутске. На выставке представлено около 40 работ иркутского периода, выполненных под руководством И. Л. Копылова, первого учителя художника. В начале 1920-х годов иркутская школа была одной из ярчайших и плодотворных провинциальных школ, из которой вышли, помимо Юрия Хржановского, такие мастера как Петр Соколов, Миней Кукс, Арсений Федоров. Они продолжали обучение в Петербурге, входили в известнейшие художественные группировки, их учителями становились знаменитые мастера авангарда К.С. Петров-Водкин, П.Н. Филонов, К. С. Малевич. С иркутским периодом связаны и первые опыты художника в области плаката. Выпущенный в 1921 году Иркутским комитетом помощи голодающим плакат «Помогите голодным детям» напоминает о работах И. Билибина и Г. Нарбута, о ранних литографиях А. Остроумовой-Лебедевой. В 1922 году семья переезжает в Петроград, и в том же году юный Хржановский начинает учиться на подготовительном курсе Академии Художеств у П. В. Приселкова, ученика Петрова-Водкина.
Автопортрет в гриме и костюме клоуна.1950-е. Бумага, акварель, гуашь. белила. 32,5х321923-24-е годы Ю.Хржановский провел в мастерской Казимира Малевича в ГИНХУКе. Работы этого периода он подарил иркутской художественной школе. Юрий Борисович часто обращался к сибирской тематике: «Якутская мадонна» (1926-27гг), «Семья якута» (втор. пол. 1920-1960-е гг), «Бурят-охотник на Байкале» (1924 г.).
Некоторое время спустя, Хржановский знакомится с идеями Павла Филонова, а с 1926 года входит в созданное Филоновым творческое объединение «Коллектив мастеров аналитического искусства» (МАИ). Самые яркие работы Хржановского двадцатых годов связаны с работой у Филонова. Филонов привлекал Хржановского к самым ответственным коллективным работам. В 1927 году Хржановский принял участие в знаменитой выставке филоновцев в Доме печати, создав четырехметровое панно «Сибирские партизаны». Панно, как говорил сам художник, было написано по личным впечатлениям, и, вероятно поэтому, стало одним из самых ярких произведений этой выставки. «Мне хотелось в двух центральных фигурах выразить эпическое единство в становлении советской власти сибиряков и малых народностей Восточной Сибири – на фоне типичного зимнего пейзажного колорита сибирской деревни и ее быта», — вспоминал Хржановский. После начавшихся в 1930-е годы гонений на искусство авангарда и школу Филонова в том числе, эта работа больше не появлялась на выставках вплоть до конца 1980-х годов. Но она прекрасно сохранилась в блокадные времена в мастерской друга художника В.И.Гурвича, а затем попала в Русский музей, где находится и поныне. Картина «Сибирские партизаны» демонстрируется на нынешней выставке.
Вместе с группой филоновских учеников Т.Н. Глебовой, А.И. Порет, М.П. Цыбасовым, Э.А. Тэнисманом, Д.Н. Полозовым Хржановский принимал участие в оформлении спектакля «Король Гайкин 1-й, или Похождения активиста Гайкина». Это было клубное обозрение в десяти картинах, поставленное режиссером А.М. Лапшиным в клубе «Василеостровский металлист» в 1929 году. Ставился спектакль силами «живой газеты». Об этой постановке известно только по единственной рецензии В. Гросса в «Красной газете». Сохранившиеся в наследии театральные эскизы Ю.Б.. Хржановского впервые связываются с его работой над этим спектаклем и позволяют хотя бы в небольшой степени представить, как выглядело оформление сцены.
Юрий Хржановский был разносторонне одаренным человеком, наделенным абсолютным музыкальным слухом и актёрскими способностями. Много лет своей жизни посвятил театру, эстраде, кино, цирку. Выступал в клубах и домах культуры в жанре звукоимитации. С 1930 г. полностью посвятил себя сцене. Сначала работал в Ленинградском театре миниатюр, а в 1939 г. переехал в Москву, где работал в Мюзик-холле и Театре миниатюр. В годы Великой Отечественной войны Хржановский выступал во фронтовых бригадах. В тоже время он продолжал делать небольшие зарисовки, этюды «для себя». Обширные серии работ, в основном акварели, датируются 1930-1950-ми годами: «Цирк», «Наш двор», жанровые композиции; пейзажи, созданные летом в Угличе и в Ростове. В 1950-е годы Юрия Хржановского, как артиста эстрады, стали часто приглашать на киностудию «Союзмультфильм», где он озвучил более 30 мультфильмов и кинофильмов, в том числе «Белый Бим черное ухо», «Каштанка», «Маугли», «Кто сказал мяу?», «Серая шейка» и др.
До конца 1960-х годов судьба художника больше связана с эстрадой, чем с живописью, поэтому так немного его работ 1950-х -1960-х годов. Это, в основном портреты друзей, небольшие пейзажные рисунки. Во второй половине 1960-х годов живопись снова становится основным видом творчества Хржановского. В этот период он создает циклы абстрактных работ. А. Шенберг и В. Кандинский, цветовая партитура А. Скрябина к «Прометею», В. Баранов-Россинэ и М. Матюшин явились предшественниками цвето-музыкальных композиций Хржановского.
О своем последнем периоде художник говорил, что он работал в жанре «абстрактного экспрессионизма». Подобные работы Филонов называл просто «Без названия» или формулой. Часть этих произведений выставлялась в московском Горкоме художников – графиков на тематических выставках «Художник и музыка». К 35-летию Победы над фашизмом были написаны «Антифашистский триптих», «Хатынь», портрет Мейерхольда из сюиты «Мейерхольд». Эти работы дважды выставлялись в Горкоме художников – графиков и были награждены дипломом Московского городского отдела культуры.
Сибирские партизаны.1927. Холст, масло. 410 х 290.