«Борису Натановичу Стругацкому — культовому фантасту нашего времени исполняется 75 лет. В честь этого события редакция альманаха и издательство «Вокруг Света» подготовили для своих читателей подарок — специальный юбилейный номер «Полдня», в котором можно будет прочесть ранее не публиковавшийся рассказ братьев Стругацких «К вопросу о циклотации», — сообщили РИА Новости в редакции альманаха «Полдень. XXI век».
«Рукопись этого произведения была утеряна много лет назад и чудом найдена совсем недавно», — продолжают они.
Помимо главного произведения, рассказа Аркадия и Бориса Стругацких «К вопросу о циклотации», в юбилейном номере альманаха выйдет интервью с писателем и другие материалы, посвященные праздничному событию.
Ранее другой известный российский фантаст Сергей Лукьяненко отметил, что братья Стругацкие, по его мнению, «это те учителя, без которых отечественная современная фантастика была бы просто невозможна. Как русская литература вышла из гоголевской «Шинели», так и советская, а позже русская фантастика вышла из «Страны багровых туч» Стругацких».
Уже много лет Борис Натанович избегает интервью, рассказывает канал «Культура». С поклонниками и коллегами он общается по Интернету, ежедневно отвечая не несколько тысяч вопросов. Издает журнал «Полдень. XXI век». После смерти брата Аркадия Борис Стругацкий опубликовал два романа под псевдонимом Витицкий, а также подготовил развернутые «Комментарии к пройденному» – то есть к работам, написанным в соавторстве с братом.
О творческих планах Борис Стругацкий не рассказывает даже близким. Известно лишь, что он придерживается строжайшего распорядка дня, в котором писательский труд занимает главное место. Он по-прежнему называет себя оптимистом – то есть человеком, который верит в перспективу. А значит, читателей ждут новые рассказы и романы, время действия которых – будущее.
Борис Стругацкий: «Литература практически не влияет на жизнь» (Из интервью газете «Комсомольская правда», фото Стаса Левшина)
— Юбилеев терпеть не могу, — поделился с газетой «Комсомольская правда» Борис Стругацкий. — 15 апреля проведу (надеюсь провести) как обычный день рождения – дома, в кругу ближайших друзей.
— Вы принципиально не выступаете по телевидению, а почему? Что оно вам сделало? Часто ли приглашают и в какой форме посылаете?
— Приглашают часто. Отказываю всегда. Стараюсь быть вежливым. Самое трудное – объяснить, почему «нет». А это – всего лишь традиция. Зарок, который был дан 50 лет назад и который исполнялся (почти) неукоснительно все это время. И сейчас было бы просто жалко нарушать традицию такого почтенного возраста. Тем более, что выступать вообще, и по телевидению в частности, я терпеть не могу.
— А смотреть – смотрите? Что из современного телевидения вы в состоянии «переварить»?
— Я смотрю новости – иногда. Спорт мирового уровня – иногда же. Политические дискуссии – редко (последнее время они как-то перестали быть похожи на дискуссии, а начинают все более смахивать на политинформации). Вообще ТВ меня поражает: перелистываешь 20-30-40 программ, а зацепиться – не за что.
— Сталкивались ли вы с тем, что некоторые люди не любят фантастику, считают ее низким жанром?
— Подозреваю, здесь речь идет о терминологии. Очень часто под фантастикой понимают либо чисто НАУЧНУЮ фантастику (литература о проблемах науки и судьбах естественно-научных открытий), или фэнтези (современная авторская сказка о демонах, волшебниках и разнообразных эльфах), или даже «космическую оперу» (зубодробительные истории о войнах галактических империй между собой). При этом как-то забывают (или не хотят помнить), что фантастика — это же и Гоголь, и Булгаков, и Кафка, и Курт Воннегут, и Оруэлл… Можно не любить (особенно будучи уже взрослым) космические приключения с покорениями иных планет, но как не любить «Мастера и Маргариту»? Или гоголевский «Нос»? Или «Колыбель для кошки» Воннегута? Как можно остаться равнодушным к «1984» Оруэлла или к «Дракону» Шварца? Просто есть люди, которые любят любую фантастику (это, как правило, подростки, школьники), а есть люди с выработанным литературным вкусом, квалифицированные читатели, которые любят хорошую литературу вообще и с удовольствием читают хорошую фантастику, — как правило, философскую, социальную, — реалистическую фантастику, основное содержание которой – реальный мир, обремененный, искаженный, потрясенный Чудом (чем-то странным, невероятным или невозможным вовсе). Фантастика необычайно разнообразна, и чрезвычайно разнообразен ее читатель. Так что возможны любые варианты их взаимного контакта – от телячьего восторга до полного неприятия.
— Многие видят в ваших книгах много параллелей с реальностью. Насколько это оправдано?
— Все детали наших миров, все характеры наших героев, многие и многие сюжетные ситуации взяты из нашей родной, хорошо нам знакомой реальности. Многие наши читатели (и друзья, и враги) искренне полагают, что тексты АБС суть пасквили на «советскую действительность». А у нас (как правило) и в мыслях этого не было – пасквили сочинять. Мы просто писали то, что видели и знали, никак не более того. А получался – пасквиль. Время такое было замечательное: все мало-мальски достоверное смотрелось как пасквиль.
— Говорят, фантасты что придумают – то и сбудется. Жюль Верн – подводную лодку, и т.д. Вы думаете, это случайные совпадения, или все-таки литература может мистическим образом влиять на жизнь?
— Литература практически не влияет на жизнь. А что фантастика, мол, способна предсказывать будущее, — вообще чушь. Предсказываются только тривиальности, причем малосущественные. Никакие сколько-нибудь серьезные предсказания невозможны. «Конкретности непредсказуемы». Нужно быть очень наивным или даже глупым человеком, чтобы «изучать Будущее» по фантастическим произведениям. С тем же успехом его можно изучать по Нострадамусу. Впрочем, многие изучают. И очень довольны.
— У артистов бывает такое: наутро после фильма проснулся знаменитым. А у Вас был ли у вас такой момент, когда вы осознали, что талантливы?
— Нет. Но было несколько случаев, когда мы испытывали воистину «пушкинский» прилив восторга по поводу сделанной только что работы. Мы не восклицали, правда, вслед за Александром Сергеевичем «Ай да Пушкин! Ай да сукин сын!». Но нечто аналогичное произносилось, и Аркадий Натанович, взвешивая на ладони только что законченную рукопись, говорил, глядя на меня со значением: «Да. Это вам не хрен собачий!..» Или что-нибудь в этом же роде.
— Бывало ли, что вас узнавали на улице, просили автограф?
— На улице меня, слава богу, не узнают, но несколько случаев, когда опознавали фамилию (ознакомившись с документами), да, имели-таки место. Это были, как правило, встречи с гаишниками, или с чиновниками разных служб, или с врачами, или даже с погранцами. И отношение начальственного лица сразу же становилось значительно более теплым.
— На форуме Вы употребили выражение «чтобы «пипл хавал». Такой молодежный сленг. Сейчас все очень боятся, что Интернет язык типа «превед медвед» угробит русский язык. А Вы как считаете?
— Не думаю, чтобы хоть какой-нибудь сленг способен был «угробить» язык. Он способен только разве что обогатить его. Причем лишь отдельными словами. Язык вообще, по-моему, нельзя «угробить». Разве что вместе с народом.
— Как Вы относитесь к экранизациям Ваших книг? Интересуетесь ли, когда Алексей Герман доснимет «Трудно быть Богом»?
— К экранизациям, скорее, равнодушен. Для меня это вопрос коммерческий, а не творческий. Но как раз фильма Германа жду с нетерпением. Мне кажется, это будет явление Высокого искусства.
СПРАВКА: Борис Натанович Стругацкий родился 15 апреля 1933 года в Ленинграде, его брат Аркадий был на восемь лет старше (умер в 1991 году). Отец братьев Стругацких – искусствовед, мать школьная учительница. Борис Стругацкий пережил в Ленинграде блокадную зиму. В 1950 окончил школу с серебряной медалью, затем матмех ЛГУ по специальности «звёздный астроном». Работал в Пулковской обсерватории над проблемой происхождения двойных и кратных звезд. Первую книгу, написанную с братом, издал в 1957 году. Всего за три с небольшим десятилетия совместной творческой деятельности братьями написано около 30 повестей и романов, несколько рассказов и киносценариев, пьеса. Стругацкие всегда соблюдали принцип Герберта Уэллса: фантастика — это рассказ об обыкновенном человеке в необыкновенных обстоятельствах. Но их книги быстро вышли за жанровые рамки и превратились в настоящую литературу. Андрей Тарковский, оттолкнувшись от идеи «Пикника на обочине», создал свою философскую притчу — знаменитый фильм «Сталкер». Александр Сокуров в качестве основы сценария «Дней затмения» использовал повесть «Миллиард лет до конца света».
После смерти брата Борис Натанович пишет под псевдонимом С. Витицкий. Произведения Стругацких переведены на 42 языка в 33 странах мира. АБС получили десятки российских и международных премий. Именем Стругацких названа малая планета.