Сериал по сюжету чем-то напоминает фильм Павла Лунгина «Остров»: рассказывает, как человек, далекий от церкви, приехал в один маленький городок и уверовал в Бога, сообщает «Российская газета».
Сорокалетний моряк Роман Малышев, вечный странник и убежденный холостяк, отдавший флоту большую часть жизни, на короткий срок приезжает в родное село. Здесь он принимает участие в восстановлении храма, разрушенного в годы советской власти. Постепенно Роману удается привлечь на свою сторону не только рядовых жителей села, но и местную власть, милицию, нескольких авторитетных односельчан. Одновременно он влюбляется и задумывается о женитьбе. Восстановление церкви закончено. Личные обстоятельства, по которым Роман оказался в вынужденном продолжительном отпуске, благополучно разрешились. Вроде бы настала пора возвращаться к прежней жизни. Но Малышев тянет, все откладывает отъезд и наконец выбирает другое решение: женится на своей избраннице и принимает священнический сан — становится батюшкой.
Василий Мищенко, режиссер-постановщик, сыграл у себя в фильме одну из ролей второго плана, роль Кондрата. «Смешных или забавных случаев на съемочной площадке я не припомню, техника у нас останавливалась. Да кроме того, однажды мы снимали корабль, так там упал в воду и утонул один старый двигатель». Жанр сериала режиссер определяет одним словом — «жизненный»: «практически все истории были подсмотрены в жизни, и мне хотелось, чтобы там зазвучала женская тема».
Консультировал картину настоящий московский священник — отец Ярослав, книга которого, собственно, и легла в основу сюжета. Он же отслужил молебен перед началом съемок фильма.
По задумке режиссера и сценаристов Аркадия Высоцкого и Давида Ройтберга, сюжетных линий в «Батюшке» должно быть две. Одна — образ Батюшки, бывшего моряка. Вторая — образ самого храма, частично разрушенного и переоборудованного в здание тюрьмы более полувека назад, пишет сайт канала «Россия».
Храм преображается на глазах: тюремные камеры снова становятся церковными помещениями, у храма появляется купол, постепенно возводится звонница, поднимаются колокола. Параллельно с этим подобные изменения происходят и в жизни Романа. Зритель следит за этапами строительства и оснащения внешнего храма, чувствует становление храма внутреннего, поднимающегося в душе обычного русского сорокалетнего мужика.
«Путь человека к Вере. Дорога, ведущая к Храму. Два этих понятия и должны стать основными маячками произведения, они постепенно уравниваются в сознании не только главного героя, но и всех его односельчан, а в идеале и зрителей», — так формулируют идею картины ее создатели.
Жанр фильма его создатели определяют как современную реалистическую драму, хотя, конечно, по ходу развития сюжета здесь будут появляться и комедийные, и мелодраматические эпизоды. Тема кино определяет и характер подачи материала: ни картонные декорации, ни компьютерная графика здесь недопустимы. Будет в фильме и любовная линия: Роману предстоит встретить женщину и впервые задуматься о женитьбе.
«По жанру сериал представляет собой психологическую драму, он рассчитан на людей поживших. Должен сделать комплимент режиссеру: он умеет угадывать темы, которые волнуют народ. Тема этого сериала — возвращение к Вере. Возвращение народа к Богу», — рассказал исполнитель главной мужской роли Виктор Павлюченков.
Восьмисерийный фильм снят по сценарию Аркадия Высоцкого и Давида Ройтберга. Режиссер-постановщик проекта — Василий Мищенко, оператор — Игорь Рукавишников, художник-постановщик — Владимир Трапезников. Главные роли исполнили: Василий Мищенко, Евгений Леонов-Гладышев, Дарья Мищенко, Анна Легчилова, Лев Борисов, Сергей Шеховцов, Тамара Семина и другие.