«Мне хотелось сделать подарок любимой альма-матер, выразить ей огромную благодарность за то, что воспитала во мне музыканта», — сказал Марис Янсонс, передает канал «Культура». Впервые оперой «Кармен» он дирижировал здесь еще будучи студентом, и это «возвращение» наполнено приятными воспоминаниями о годах творческого становления.
Хотя Марис Янсонс сейчас в основном занимается симфоническими программами, опера, по его признанию, остается для него любимой сферой приложения творческих сил. Ныне он возглавляет два европейских оркестра — Баварского радио и Концертгебау в Амстердаме. И несмотря на то, что эта работа требует огромной творческой отдачи, сам маэстро утверждает, что его дом по-прежнему находится в Петербурге. Этому городу он обязан своей известностью и высокой профессиональной репутацией.
По утверждению Янсонса, многие бывшие россияне-музыканты, живущие на Западе, с благодарностью вспоминают своих ленинградских и московских учителей и убеждены, что получили лучшее в мире музыкальное образование. С особой теплотой Марис Янсонс вспоминает о Евгении Мравинском, под руководством которого прошел путь от стажера до второго дирижера заслуженного коллектива России. «Мравинский научил меня святому отношению к музыке», — сказал маэстро.
Фото: Наталья Чайка, «Вечерний Петербург»
Марис Янсонс: «Сейчас главный критерий — деньги. Это пагубно. А для искусства — катастрофа» (Из интервью газете «Вечерний Петербург»)
— Не так давно в нашей газете была опубликована статья, в которой музыкальный критик сожалеет, что зритель оставил концертные залы. И с грустью вспоминает те времена, даже советские, когда в Филармонии собиралась своя, особая публика, не пропускающая ни одного концерта. Сегодня ходят только на звезд…
— Это связано с общим упадком культуры в России. Сейчас культура не является непременной частью общественной жизни. Сегодня такая позиция: хочешь — смотри, слушай, изучай, не хочешь — не надо. Публика не понимает, что хорошо, что плохо. И если напишут в газете или скажут по телевизору, что приехала звезда, многие поверят сразу и побегут за билетами. А это, может быть, звезда третьесортная, просто раскрутка, как сейчас говорят, хорошая. Это катастрофа.
Говорят, что у нас в стране есть куда более важные проблемы и задачи. Но пренебрежение к культуре и образованию сразу сказывается на состоянии общества.
Сегодня люди стремятся работать там, где они будут больше зарабатывать. Артисты и музыканты, за исключением звезд, зарабатывают мало. Их зарплаты — это позорище для страны. Кто же захочет учиться? Надо безумно любить музыку, чтобы обречь себя на бедность!
Хотя я не могу сказать, что совсем угас интерес к классической музыке, опере.
Страшно видеть стремление к деньгам здесь, в моей стране.
— Что вы думаете о коммерциализации искусства?
— Деньги сегодня в России, да и во всем мире, играют дьявольскую роль. Они начинают поражать мораль и человека. Но самое страшное для меня видеть это стремление к деньгам здесь, в моей стране, в которой всегда существовали идеализм, любовь к искусству и готовность ради искусства и служения ему пойти на какие-то жертвы.
Сейчас главный критерий — деньги. Это пагубно. А для искусства — катастрофа.
С другой стороны, не должны актеры и педагоги консерваторские получать такую зарплату, как сейчас. Это преступление. Музыкальная школа-десятилетка при Консерватории существует на энтузиазме этого потрясающего коллектива, который работает не ради денег.
Надо поддерживать музыкальное образование экономически. Чтобы музыканты, педагоги не нищенствовали.
Это проблема всего мира, не только наша. И в Америке она существует. Я семь лет работал в Америке, знаю, что и там деньги просто так никому на голову не падают. Очень сложно добиться финансовой поддержки.
Когда начинают кивать на другие страны, ту же Америку, мне всегда хочется спросить: «А какое нам дело до Америки? Нужно заботиться о том, что у нас происходит, в России». Не стоит слепо перенимать все у других стран. Надо стараться развивать свое, чтобы они у нас учились. Прелесть нашей страны в том, что она большая и талантливая. У нас очень велик человеческий потенциал, духовность внутри сидит. Не надо думать, что только у нас в стране проблемы, а там все идеально. Мы часто критикуем Россию. Но важно, почему человек критикует. Я так болезненно воспринимаю все плохое, что есть сейчас в стране, потому что я понимаю, насколько велик ее потенциал, как здесь может быть все потрясающе хорошо.
СПРАВКА: Впервые спектакль «Кармен» был поставлен на сцене Оперной студии в 1970 году. Идея осуществить первую в СССР постановку авторской редакции — с разговорными диалогами — принадлежала трем выдающимся музыкантам: историку музыки, композитору Исааку Гликману, дирижеру Николаю Рабиновичу и режиссеру Алексею Кирееву, сообщает www.classicalmusicnews.ru. Постановку поручили выпускнику режиссерского факультета (класс профессора А. Киреева), Давиду Косаковскому (ныне народному артисту, профессору Петербургской консерватории). Это была его дипломная работа. Гликман перевел текст, музыкальное руководство осуществлял Н. Рабинович. Художественным оформлением спектакля занималась Ирина Кустова. В то же время московский театр имени Станиславского и Немировича-Данченко пригласил для аналогичной постановки знаменитого немецкого режиссера Вальтера Фельзенштейна.
Молодой режиссер Косаковский поехал в Москву, где стажировался у Фельзенштейна. Однако в результате тональность консерваторского спектакля оказалась совсем иной, чем московская. Критика отмечала, что в Москве «Кармен» отличается драматизмом, а в Ленинграде — лиризмом. В премьерном спектакле участвовали молодые певцы, ставшие впоследствии знаменитыми артистами: Хозе — Лев Морозов, Кармен — Нина Григоренко, Эскамильо — Анатолий Буянов, Фраскита — Татьяна Новикова, Моралес — Сергей Лейферкус, Микаэла — Татьяна Лебедь.
За одиннадцать лет, пока «Кармен» оставалась в репертуаре Оперной студии, через этот спектакль прошли многие в будущем знаменитые музыканты. Ассистентами Николая Рабиновича в разные годы были такие студенты дирижерского факультета, как Владислав Чернушенко, Марис Янсонс, Равиль Мартынов. Известно, что Валерий Гергиев дирижировал «Кармен» в качестве своей дипломной работы. Евгения Гороховская, Людмила Филатова исполняли партию Кармен. Спустя почти четыре десятилетия Марис Янсонс вновь обращается к великой партитуре, чтобы осуществить концертное исполнение оперы, с которой когда-то он начинал свою деятельность дирижера.