В преддверии предновогоднего увеличения грузопотока ФТС фактически парализовала оформление автогрузов Санкт-Петербургской таможней. 1 декабря глава ФТС Андрей Бельянинов распорядился перенести таможенный пост «Южный» Санкт-Петербургской таможни с терминала «Совавто» в Шушарах на расположенный по соседству терминал «Руслан».
Простое перемещение поста на 200 метров привело к поразительным результатам, пишет газета «Коммерсант».
Во-первых, вчера таможенное оформление на «Руслане» еще не началось — переезд сотрудников займет несколько дней. Во-вторых, менеджеров «Совавто» о приказе уведомили постфактум — терминал в последние месяцы обслуживает до 50% потока большегрузов, растаможивающихся на Северо-Западе, причем регион является транзитным для большей части потребительского импорта в РФ. В-третьих, сейчас терминал «Руслан», оператором которого является ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад», в несколько раз меньше, чем у «Совавто».
В итоге 1 декабря вся южная часть Санкт-Петербурга превратилась в одну большую автомобильную пробку, которая рассосалась лишь к вечеру — днем же местным маршрутным такси пришлось менять маршруты, избегая наглухо вставшее Московское шоссе.
Ситуация с точностью повторяет транспортные проблемы марта—апреля 2010 года, когда ФТС закрыла два других крупных поста Санкт-Петербургской таможни, «Выборгский» и «Пискаревский»: потоки с этих постов частично и принял на себя «Совавто».
Приказ N 2264 «Об определении местонахождения Южного таможенного поста Санкт-Петербургской таможни» Андрей Бельянинов подписал 29 ноября, однако на самом посту о нем узнали лишь во вторник вечером — из письма начальника Санкт-Петербургской таможни Сергея Березина. А вчера утром Санкт-Петербургская таможня отключила компьютеры «Южного» от спецсвязи, сотрудники получили приказ перебазироваться на соседний терминал «Руслан», где неделю назад открылся терминал, арендованный ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад».
«Нас поставили перед фактом,— говорит заместитель гендиректора «Совавто» Дмитрий Кадомский.— В результате бизнес встал. На момент появления приказа у меня на площадку заехало порядка 400 машин. Еще сотни сейчас вынуждены в срочном порядке менять маршруты. Мне звонят, спрашивают, куда перенаправлять: на нашей площадке работало 117 брокеров из 140 в регионе».
Участники внешнеэкономической деятельности со ссылкой на рядовых инспекторов говорят, что в «Руслане» пост заработает в полную силу в лучшем случае через неделю. За это время очередь на въезд может вырасти в разы: площадка «Совавто» рассчитана на 800 грузовиков против около 100 у «Руслана» и занимает около 25 га против 3 га у конкурента, управляемого «дочкой» ФГУП РОСТЭК, контролируемого ФТС России.
Начальник пресс-службы СЗТУ Николай Врагов на просьбу «Ъ» сообщить основания переноса таможенного поста ответил следующее: «Это право таможенного органа решать, где проводить таможенное оформление. Тем более что для участников ВЭД ничего не изменилось — лишние 200 метров проехать».
Попросивший не называть его владелец крупного таможенного перевозчика заявил «Ъ»: «То, что происходит в Санкт-Петербурге,— передел рынка под «РОСТЭК Северо-Запад». ЗАО с недавних пор возглавляет хороший знакомый начальника СЗТУ Назипа Галикеева Артур Шайнуров, также уроженец Башкирии. Они («РОСТЭК Северо-Запад».— «Ъ») уже контролируют три основных поста Санкт-Петербургской таможни, Южный, Гатчинский и Янинский. Всех, кто не с ними, ФТС «кошмарит» проверками. Нового тут нет, то же самое происходит и в Московской области, там из 18 новых постов 12 под РОСТЭКом».