Этим вечером в Михайловском театре в Петербурге – зрелище, достойное современников античного гладиатора. На одной сцене – солисты балета, оперы и даже дикие животные, сообщает Пятый канал.
Вместо пуантов у примы этого вечера когти, вместо пачки – ошейник. И перед спектаклем ее обязательно кормят. Что может делать тигр на одной сцене с танцорами без намордника или защитной сетки. Этот вопрос перед генеральным прогоном задавали и режиссеру, и хореографу и дрессировщикам. Никто секретов не раскрыл, повторяли одно: тигрица не просто украшение, у нее своя особая роль.
Фарух Рузиматов, художественный руководитель балета Михайловского театра: «Тигр существует в связке со Спартаком. Когда сила тигра переходит в Спартака и монолог специально поставлен под Спартака, под тигра, поэтому это все завязано между собой».
Необычность нового «Спартака» – это не только тигр на сцене. Георгий Ковтун не стал брать классическое либретто спектакля, а открыл учебники по античной истории и написал свою версию тех событий.
Каждому артисту сшили более десятка костюмов. Башен и стен настроили столько, что за кулисами едва можно ходить. Эти декорации будут постоянно передвигаться во время спектакля, чтобы изобразить то Колизей, то палаты патрициев. Чтобы их можно было перемещать прямо во время действия, в костюмы одели даже рабочих сцены. Чтобы они могли появляться перед зрителями.
До этой постановки «Спартак» называли самым мужским русским балетом. Теперь женщин на сцене едва ли не больше, чем мужчин. Для участия в спектакле пригласили гимнастов и хор. Еще до премьеры этот балет критики возвели в ранг шоу. Авторы не спорят – как в античные времена, так и два тысячелетия спустя – публике нужны настоящие зрелища.
Сегодня в мире существует более 20 версий постановки, однако лишь некоторые стали вехами балетного искусства, пишет сайт Михайловского театра. В основном, все версии балета следуют либретто Николая Волкова, написанному в 1933 году. «Спартак» Леонида Якобсона (Кировский театр, 1957 год; Большой театр, 1962 год) — это легенда, рассказанная новым языком пластики, заимствованной хореографом из античных барельефов, созданная из необычной танцевальной материи и лишенная стандартных балетных пачек и пуантов. «Спартак» Юрия Григоровича (Большой театр, 1968 год) — героический балет, где мощь Спартака схлестывается с силой Красса. Здесь иначе история интерпретирована языком танцевального симфонизма.
Хореограф Георгий Ковтун, создавший новый балет на основе собственного либретто, представит петербургским зрителям свою версию событий, разыгрывавшихся в Римской империи в I веке до н.э. Помимо впервые возникших сюжетных перипетий, хореограф знакомит зрителей с новыми именами и новыми характерами: Валерии, возлюбленной Спартака, Сабины, наложницы Красса, Элаиды, старой куртизанки. В либретто вошли красочные сцены гладиаторских сражений, вакхических оргий, экстатических пиров. Один из самых мужских балетов, напоенный удалью гладиаторов и римских легионеров, «зазвучал» по-новому благодаря сценам женских гладиаторских боев. Рождение хореографического решения балета совпало с рождением художественного оформления.
Слева направо: Спартак — Денис Матвиенко,
Фригия — Ирина Перрен и Анастасия Смирнова с Мирой.
Фото: Марина Фащилина, Комсомольская правда»
Роскошь и изнеженность римской знати, этакий «античный гламур» подчеркнут уникальные декорации по эскизам Вячеслава Окунева. С трех сторон сцену будет обрамлять 36-метровый задник. Специально для этого балета было создано несколько сотен различных костюмов. Однако у солистов на сцене появится серьезный соперник: живые тигрицы, готовые состязаться в мягкости прыжка и элегантности движений как с гладиаторами, так и с куртизанками.
Балет «Спартак»
29 апреля, 30 апреля, 1, 15 и 16 мая
Михайловский театр
РЕПОРТАЖ ПЯТОГО КАНАЛА