Многие родители жалуются на то, что их дети совсем перестали читать. Современные подростки получают нужные сведения из Интернета и телепередач, а книги, как источник информации, к сожалению, уходят на второй план.
РПо данным опроса опубликованного на сайте po4emu.ru, треть опрошенных (возраст 10–15 лет) ответили, что они «любят читать, но не хватает времени». 27,6% подростков сказали, что «читают много».
А примерно каждый десятый из опрошенных признался: «Читаю редко, не люблю».
В процессе общения со старшим поколением выяснилось, что причин, заставлявших их «тыкать в книжку пальчик», было две. Во-первых, больше нечем было заняться на досуге. А во-вторых — и так отвечали многие родители, — им действительно было интересно читать.
Нынче смешно даже и говорить о том, что молодежи нечем заполнить досуг. Те эмоции, которые папы и мамы могли получить только из книги, нынешним тинейджерам приносит кино, компьютерные игры и пр. Достаточно нажать две кнопки — и получай свой адреналин. Согласитесь, это гораздо проще, чем прочесть 700 страниц текста.
Это накладывает отпечаток и на лексику подрастающего поколения. Учителям, писателям, библиотекарям порой трудно достигнуть взаимопонимания с молодежью, разговаривающей на «юзерском» наречии, пишет газета «Шанс»
Однако электронные книги получают все большее распространение у юношества. Если принять реалии нового времени и умело их использовать, привлечь к настоящей литературе можно гораздо большее число юных читателей.
Цель программы «Успешное чтение» — повысить престиж детской книги в обществе, приобщить детей, подростков и молодежь к такому увлекательному делу, как чтение. Причем культуре чтения необходимо учиться, ведь одного желания открыть книгу мало. Нужно уметь самостоятельно выбрать нужную литературу и обязательно получать удовольствие от процесса изучения материала.
Для Петербурга новые веяния — не открытие. Лучшие социально — педагогические инициативы в поддержку детского чтения поощряются в рамках международного педагогического проекта «Размышление о маленьком Принце», «Добрая лира», «Хорошее время читать» и т. д.
В школе № 700 Василеостровского района уже на протяжении нескольких лет реализуется программа «Школа культуры чтения», ключевая идея которой состоит в том, чтобы тактично и ненавязчиво обращать внимание детей на достойные книги. Для учащихся младших классов и их родителей создан «Клуб семейного чтения», в средней школе дети могут стать членами «Малой Академии наук и искусств».
Педагогический коллектив 529 школы также активно участвует в этом проекте. Здесь в борьбу за читающего школьника объединились администрация, библиотекарь,учителя дополнительного образования: проводятся конкурсы, олимпиады, организация выставок. Педагогами-новаторами школьная программа составляется таким образом, чтобы, например, изучение истории тесно переплеталось с литературой изучаемой эпохи,обсуждение которой вызывало бы интерес у детей.
В приобщении детей к чтению важна и роль родителей. Согласно исследованиям, у нечитающих родителей, как правило, вырастают нечитающие дети. А ведь чтение, по мнению специалистов, развивает логику мышления, беглость речи, обогащает словарный запас.