Организаторы назвали концерт «Лидеры», потому что программа была составлена из музыки председателей петербургского Союза композиторов — Владимира Щербачева, Михаила Чулаки, Исаака Дунаевского, Дмитрия Шостаковича, Василия Соловьева-Седого и Андрея Петрова, пишет «Коммерсант». Собралась довольно пестрая компания композиторов, оказавшихся в концертной программе не «по убеждениям», а лишь потому, что занимали одну и ту же руководящую должность в разное время. Понятно, что руководство — это еще не лидерство. Однако начиная с Исаака Дунаевского петербургских композиторов возглавляли действительно первые имена советской музыки.
Все же первые два председателя СК, работавшие до господина Дунаевского, больше известны своей преподавательской деятельностью. Владимир Щербачев вел класс композиции в Ленинградской консерватории, а учебник «Инструменты симфонического оркестра» Михаила Чулаки знает каждый музыкант в нашей стране. Если бы не идея «председательского» концерта, вряд ли нам довелось бы послушать их музыку, тем более крупные симфонические формы.
Прозвучала сюита Владимира Щербачева из музыки к кинофильму «Гроза» (1934) и фрагменты «Русской сюиты» Михаила Чулаки. Оба сочинения — эталонные образцы советского симфонизма. Настолько эталонные, что авторский почерк композиторов угадывается в них с трудом. И хотя в их отношении название концерта «Лидеры» кажется бравурным преувеличением, музыку Владимира Щербачева и Михаила Чулаки было интересно слушать — как незамутненный оригинальностью авторского почерка гранд-стиль сталинской эпохи.
Занятно, что все композиторы были представлены программными сочинениями, то есть не просто музыкой, но сюжетами своего времени — «Дети капитана Гранта» Дунаевского (1936), балеты «Болт» Шостаковича (1931) и «В порт вошла \’Россия\'» Соловьева-Седого (1964), оркестровая сюита «Блистательный Санкт-Петербург» Петрова (2000). Все это милая и комфортная музыка, слушать которую — одно удовольствие.
Судя по всему, организаторы концерта отобрали для этой программы именно «председательскую» музыку, представляющую авторов скорее как «видных общественных деятелей», нежели мучеников творчества. Хотя, как известно, у некоторых председателей было достаточно опусов, куда менее лояльных к московскому руководству Союза композиторов и его позитивистским установкам.
Леонид Корчмар добился от оркестра Мариинского театра наилучшего звука, на который тот способен, и вся программа под его дирижерской палочкой прозвучала крепко и почти надежно. Подвели лишь солисты в сюите из «Детей капитана Гранта» — Эдуард Цанга и Екатерина Сергеева. И не только потому, что пели без оглядки на оркестр, редко попадая с ним в такт. Но и потому, что задорный «капитанский» стиль этих всем известных песенок оказался солистам Мариинки совершенно чужд.
В концертах нынешнего фестиваля будет широко представлена музыка петербургских авторов, созданная в последние годы в русле основных направлений творчества В.П. Соловьева-Седого. Состоятся и авторские концерты петербургских юбиляров – С. Слонимского, А. Попова, М. Самойлова и Е. Казановского. Концертом под названием «Я вижу некий свет…» фестиваль почтит 170-летнюю годовщину гибели А.С. Пушкина. Памяти недавно ушедшей из жизни Г.И. Уствольской будет посвящен концерт из ее произведений «Даруй нам мир».
Циклом из двух вечеров под общим названием «Музыка Старого и Нового Света» фестиваль отметит юбилейную дату общественно -политического значения – 200-летие установления дипломатических отношений между США и Россией. В этих концертах вместе с петербургскими оркестрами выступят известные американские дирижеры и солисты.
В фестивальные программы традиционно вошли и сочинения современных композиторов, представляющих другие регионы России. На этот раз в концерте «Диалог двух столиц» слушатели «Весны» смогут познакомиться с камерным творчеством композиторов Москвы. Многообразие творческих поисков петербургских композиторов в сфере симфонической и камерной музыки найдет свое отражение в таких концертах, как «Оркестровая мозаика» и цикла из двух концертов под общим названием «Музыкальный калейдоскоп».
Традиционное воплощение в фестивальных программах найдут и жанры инструментального творчества – «Петербургский фортепианный концерт сегодня», «Панорама петербургской баянной и аккордеонной музыки», и хоровые жанры – хоровые фрески Г. Шютца «Страсти по Луке» и «Перезвоны» В. Гаврилина предстанут в театрализованной программе «Мистерии». Некоторые из представленных на «Весне» сочинений написаны специально для этого фестиваля. Значительное количество произведений прозвучит на нем впервые.