Уникальная коллекция Лобановых-Ростовских насчитывает около 1000 произведений 140 художников конца XIX — первой трети XX веков, в частности работы Валентина Серова, Александра Бенуа, Льва Бакста, Сергея Судейкина, Николая Рериха, Михаила Ларионова, Натальи Гончаровой, Казимира Малевича, Эля Лисицкого и других, пишет газета «Коммерсант».
Князь Никита Дмитриевич Лобанов-Ростовский — потомок ветви династии Рюриковичей, начал собирать коллекцию вместе со своей первой супругой Ниной Лобановой-Ростовской (в девичестве Жорж-Пико) в 1960-е годы.
В последние годы Никита Лобанов-Ростовский говорил о том, что продавать принадлежащую им коллекцию он и его первая супруга не собираются, однако поскольку прямых наследников у них нет, они согласны были бы передать собрание безвозмездно — удостоверившись, что оно действительно попадет в хорошие руки.
Решающим оказалось предложение, поступившее из России, после которого сделка все-таки совершилась в феврале этого года, но несколько месяцев держалась в секрете. Ее сумма составила, по неподтвержденной информации, около 20 млн долларов — при общем объеме проданного собрания в 810 графических листов, передает Newsru.com.
В обстоятельствах сделки и теперь остается много неясного. Как сообщает сайт The Art Newspaper, формально продавцом выступали не сами Лобановы-Ростовские, а некая компания Europactole Properties Inc., зарегистрированная в Панаме.
И хотя в качестве покупателя выступил международный благотворительный фонд, как пишет издание, характер сделки прояснила еще в апреле губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, обмолвившись, что произведения из коллекции Лобановых-Ростовских приобретены государством.
Коллекция расположится в Константиновском дворце. Точнее говоря, в «Конгресс-холле», который будет входить в его комплекс, но пока не достроен. Местом временного пребывания коллекции (она пока не отправлена в Россию), скорее всего, может стать петербургский Музей театрального и музыкального искусства, сообщает Санкт-Петербург.ру.
О возможности того, что последним пристанищем всей коллекции станет какой-либо из американских или европейских музеев, Никита Лобанов-Ростовский говорил еще в 1980-е годы. Время от времени он дарил отдельные работы или группы работ различным музеям. Из российских музеев в этом смысле особенно повезло тому же ГМИИ. В 1987-м князь передал ему (точнее Музею личных коллекций) 80 произведений русских художников из своего собрания, в 1994-м подарил туда же коллекцию русского фарфора, а совсем недавно, в феврале 2008 года, музей получил от него полотно итальянского метафизика Джорджо де Кирико «Меланхолия поэта» (1916) и акварель голландского супрематиста Тео ван Дуйсбурга «Черный зигзаг» (1924).
В последние годы Лобанов-Ростовский говорил о том, что продавать принадлежащую им коллекцию он и его первая супруга не собираются, однако поскольку прямых наследников у них нет, они согласны были бы передать собрание безвозмездно — удостоверившись, что оно действительно попадет в хорошие руки.