В России должна быть создана экспертная группа, которая бы решила, как соблюсти равные права для здоровых людей и инвалидов при доступе в метро, заявил накануне в Петербурге уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин.
По его словам, «общество созрело для решения этой проблемы», а согласно действующим правилам, «инвалиды-колясочники не могут попасть в метро не только в Петербурге и Москве, но и в других городах». Омбудсмен согласен, что доступ для инвалидов не может быть свободно обеспечен на старых станциях, но «при строительстве новых станций проблема обязательно должна быть решена», пишут «Новые известия».
Кроме того, как отмечает «Эхо Петербурга», по данной проблеме губернатору Петербурга Валентине Матвиенко направила открытое письмо Общественная палата. В письме говорится, что в Общественной палате с недоумением и возмущением была воспринята информация о том, что гражданам, передвигающимся с помощью инвалидных колясок, отказывается в проезде в Санкт-Петербургском метрополитене на основании внутренних распоряжений руководства.
«По нашему мнению, отказ метрополитена от перевозки инвалидов-колясочников является прямым нарушением федерального законодательства. Мы призываем администрацию Санкт-Петербурга и лично вас навести порядок с соблюдением права инвалидов на свободное передвижение по городу. Требуем принять соответствующие меры по обеспечению доступности городского метрополитена для передвижения людей с ограниченными физическими возможностями», — сказано в письме, подписанном заместителем секретаря Общественной палаты Михаилом Островским.
Напомним, большой общественный резонанс на днях получила информация о том, что инвалидов перестали пускать в питерскую подземку. Студентка-инвалид Евгения Гурова сообщила в Интернете, что ее не пустили в метро, когда она возвращалась домой из Северо-Западного института печати.
По словам петербурженки, вышло распоряжение, согласно которому инвалидов с коляской в метро пускать запрещено, т.к. метрополитен не приспособлен для этого. «А для меня метро — единственный доступный, самый доступный транспорт, так как автобусы и трамваи с низкой платформой ходят далеко не везде, а в метро — зашел, поставил коляску на тормоз на эскалаторе, снял с тормоза при спуске — элементарно, просто и безопасно. Метро для инвалидов — один из самых оборудованных видов транспорта: просто попробуйте представить, каково мне втискиваться в трамвай, троллейбус или автобус. Ходить пешком — да, летом можно, если не дождь, а зимой, по нерасчищенным улицам?!» — возмущается студентка.
Как пишет ИА «Росбалт», в метрополитене объяснили этот шаг тем, что этот вид транспорта для инвалидов-колясочников не безопасен: уже были случаи, когда сопровождающие инвалидов люди не могли удержать коляску на эскалаторе, и она падала вместе с инвалидом вниз. Кроме того, чиновники ссылаются на заключение завода, изготавливающего эскалаторы для питерского метро. В документе сказано, что на эскалаторах нет специальных креплений для колясок, а значит, они не приспособлены для перевозки инвалидов этой группы.
Однако после получения огласки этого инцидента вице-губернатор Санкт-Петербурга Юрий Молчанов провел оперативное совещание, на котором поручил комитету по транспорту и начальнику ГУП «Петербургский метрополитен» проработать вопрос проведения открытого конкурса на лучшую конструкторскую идею по разработке технических средств для безопасного передвижения инвалидов на эскалаторах в Петербургском метрополитене. Ускорить установку спецконструкций для инвалидов в метро настоятельно посоветовала и губернатор города Валентина Матвиенко.