Яндекс провел исследование, посвященое транспортной доступности разных районов Санкт-Петербурга — из каких районов быстрее ездить в центр города и обратно общественным транспортом, а из каких — на автомобиле. В исследовании использованы данные сервисов Яндекс.Карты и Яндекс.Пробки за октябрь–ноябрь 2011 года.
Транспортная доступность разных районов Санкт-Петербурга оценивалась с помощью технологии маршрутизации Яндекс.Карт. Она позволяет проложить маршрут по городу для поездки на автомобиле или на общественном транспорте и определить время в пути с учётом загруженности дорог.
Выяснились следующие основные факты:
По утрам ехать в центр быстрее всего на автомобиле. Исключение – это места рядом с дальними станциями метро и значительная часть Приморского района. Здесь даже те, кто едут до метро наземным транспортом, обгоняют автомобилистов по пути в центр.
Вечером загруженность дорог вырастает. В большинство районов Санкт-Петербурга из центра быстрее добираться на общественном транспорте. Исключение – это места, сильно удалённые от метро. Например, районы по обе стороны Пискаревского проспекта.
Для некоторых мест в Санкт-Петербурге и утром, и вечером автомобиль оказывается быстрее, чем общественный транспорт. Например, из Полюстрова автомобиль довозит в центр и обратно в среднем на 39% быстрее общественного транспорта.
Есть места, где, наоборот, общественный транспорт быстрее автомобиля.
Например, тем, кто живёт в районе станции метро «Комендантский проспект», и утром, и вечером выгоднее ехать на общественном транспорте, чем на автомобиле — выигрыш во времени составит 32%.
Для исследования использовался набор случайных маршрутов. Каждый маршрут соединяет две случайно выбранные точки — одна где угодно в городе, другая — в центральной части города (Центральный район, запад Василеостровского района, север Адмиралтейского района, юго-восток Петроградского района).
Для каждого маршрута сравнивали время в пути на автомобиле и на общественном транспорте. Из нескольких вариантов поездки на общественном транспорте выбирался самый быстрый.
В утренние часы маршруты прокладывались по направлению в центр, вечером — из центра. Каждый час выбирались новые 3500 случайных маршрутов. Всего за два месяца сравнили время в пути для примерно 280 тысяч маршрутов — половина из них для утреннего часа пик, половина — для вечернего.
9-10 часов утра1, в центр
1 На карте показана дорожная ситуация, актуальная для тех, кто приезжает в центр города с 9 до 10 часов утра. То есть учитывались дорожные пробки, в которые попадают люди, выезжающие из дома примерно с 8:30 до 9:30 утра
Красным на карте отмечены районы, из которых общественный транспорт довозит в центр быстрее, чем автомобиль. Зелёным — наоборот. Чем ярче цвет, тем больше разница. Жёлтым закрашены районы, где разница во времени поездки на автомобиле и общественном транспорте меньше 5%.
Нажмите на картинку для увеличения
6-7 часов вечера2, из центра
2На карте показана дорожная ситуация, актуальная для тех, кто выезжает из центра город с 6 до 7 часов вечера.
Красным на карте отмечены районы, в которые общественный транспорт довозит из центра быстрее, чем автомобиль. Зелёным — наоборот. Чем ярче цвет, тем больше разница. Жёлтым закрашены районы, где разница во времени поездки на автомобиле и общественном транспорте меньше 5%.
Нажмите на картинку для увеличения
Пассажиры общественного транспорта, которые живут рядом с конечными станциями метро, добираются в центр по утрам быстрее автомобилистов. По вечерам загруженность дорог вырастает, особенно в центре — быстро выехать оттуда на автомобиле не получится.
В результате выигрывают пассажиры метро не только с конечных, но и с более близких к центру станций.
В выигрыше оказываются даже те, кто от метро до дома едет наземным транспортом. Например, почти всем жителям Приморского района гораздо быстрее возвращаться вечером из центра общественным транспортом.
В районах, где поблизости нет метро, автомобиль даже по вечерам оказывается самым быстрым средством передвижения. Автомобилисты Калининского и Красногвардейского районов добираются в центр и обратно быстрее пассажиров общественного транспорта и утром, и вечером.
Во второй половине дня загруженность дорог обычно выше, чем утром. По вечерам значительная часть машин скапливается в относительно небольшом пространстве в центре города, перекрывая выезды на радиальные магистрали.