Компания Nord Stream AG, которая была создана для строительства одноименного газопровода, рассматривает возможность поднять со дна Балтийского моря старинный корабль, остающийся там с начала XVIII века. Об этом сообщается в официальном пресс-релизе компании.
Операция по поднятию затонувшего судна на поверхность запланирована на будущий год. Как пояснили в компании, ее целью является расчистка для прокладки газопровода Nord Stream коридора шириной приблизительно 60 м.
Корабль, о котором идет речь, потерпел крушение у берегов немецкого острова Рюген в 1715г. Это произошло во время одного из морских сражений Северной войны 1700-121гг. Как уверяют в Nord Stream AG, во время подъема судна со дна моря компания будет тесно сотрудничать с Бюро по культуре и охране древних построек и артефактов. Все расходы строители газопровода обещают взять на себя.
Отметим, что сам проект создания газопровода Nord Stream по-прежнему вызывает массу споров. Государства, по территории и даже вблизи которых он должен пройти, одно за другим выступают против прокладки коммуникаций по дну и просят изменить маршрут газопровода, разместив трубы на суше. Эти страны, в числе которых Эстония и Финляндия, опасаются негативного влияния проекта на экологию.
Поскольку Nord Stream является транснациональным проектом, его строительство регулируется международными конвенциями и национальным законодательством каждого государства, через территориальные воды и исключительную экономическую зону которых проходит газопровод. Маршрут «Северного потока» должен пройти через Россию, Финляндию, Швецию, Данию, Германию, Польшу, Латвию, Литву и Эстонию. По итогам проведенных с представителями этих стран консультаций оператор проекта получил 129 комментариев и предложений.
Проложенный по дну Балтийского моря газопровод проектной мощностью 55 млрд куб. м впервые обеспечит прямые поставки российского природного газа в Западную Европу. Сырьевой базой Nord Stream определено Штокмановское месторождение, лицензией на освоение которого владеет «дочка» Газпрома — ЗАО «Севморнефтегаз».
Строительство сухопутного участка газопровода протяженностью 917 км началось в декабре 2005г., к строительству морского участка Nord Stream длиной 1,2 тыс. км приступили в нынешнем году. Первая нитка морского газопровода мощностью 27,5 млрд куб. м должна быть введена в эксплуатацию в 2010г., на следующий год планируется начать поставки газа, а еще годом позже — ввести вторую нитку.
Объем инвестиций в морскую часть газопровода оценивается, по последним данным Газпрома, в 6 млрд евро, а по данным Nord Stream AG — в 5 млрд евро. Стоимость проекта может быть скорректирована в сторону увеличения после определения всех основных стоимостных факторов, таких как поставка и укладка труб, логистика и экологические исследования.
Реализующая проект компания Nord Stream AG является совместным предприятием ОАО «Газпром» и немецких концернов BASF и E.On. Кроме того, 6 ноября минувшего года было подписано соглашение о вхождении в проект нидерландской компании Gasunie. На сегодня доли в Nord Stream AG распределятся следующим образом: Газпрому принадлежит 51%, германские концерны Wintershall Holding и E.On Ruhrgas владеют по 20% каждый, у голландской N.V.Nederlandse Gasunie — 9%? сообщает РБК.