Майские митинги оппозиции вызвали более широкий резонанс, нежели выступления сторонников власти (41% против 18% соответственно. В марте 2012 года после выборов президента ситуация складывалась противоположным образом — 30 и 60% соответственно).
Такие данные публикует Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) на основании результатов опроса, проведенного в 46 регионах России.
Еще 26% отметили, что о митингах слышали, но не знают, чему они были посвящены. Доля таких респондентов существенно выросла по сравнению с мартом (17%) и практически совпала с показателем декабря прошлого года (24%), когда оппозиционное движение «За честные выборы» провело первую акцию. Впервые услышали о выступлениях в ходе опроса 23% россиян (ранее доля таких респондентов не превышала 15%).
Опрос показал, что митинги оппозиции получили наиболее широкую известность в кругах сторонников непарламентских партий (56%) и КПРФ (48%), а также в Москве и Петербурге (64%). Об акциях сторонников власти также известно прежде всего россиянам, поддерживающим непарламентские партии, но они вызвали резонанс в основном в городах-миллионниках (26%). Последние также склонны отмечать, что не знают, чему были посвящены митинги (33%). О том, что впервые слышат об акциях, признаются в основном жители средних городов (29%).
По сравнению с февралем мнение россиян об участниках оппозиционных митингов несколько изменилось. Хотя большинство опрошенных по-прежнему считает, что в таких акциях участвуют те, кто хочет выразить свое мнение о политике властей, эта точка зрения стала менее распространенной (с 54 до 44%). И напротив, больше стало тех, кто уверен, что люди, которые приходят на митинги, делают это за деньги (с 26 до 31%), либо просто развлекаются подобным образом (с 16 до 23%). А 7% опрошенных даже считают участников этих акций людьми с нездоровой психикой.
Популярность оппозиционного движения снижается: если в декабре митинги поддерживали 35%, то сегодня таких только 22%. При этом лично участвовать в них готовы только 7%, тогда как 15%, хотя и лояльно относятся к ним, но сами выходить на улицу не готовы. Больше стало тех, у кого эти акции вызывают негативную реакцию (с 24 до 39%), при этом 29% считают, что люди имеют право принимать в них участие, а 10% считают нужным запретить их. 35% к протестным митингам относятся безразлично.
В целом наибольшая поддержка акций оппозиции характерна для сторонников КПРФ (47%), при этом к личному участию в акциях готовы прежде всего приверженцы непарламентских партий (18%). Негативно относятся к подобным выступлениям сторонники «Единой России» (49%).
Тезис о снижении протестной активности поддерживает 51% опрошенных и главную причину этого усматривают в отсутствии реальных результатов от выступлений (27%). 12% полагают, что угасание оппозиционного движения связано с окончанием избирательной кампании.
Остальные факторы упоминаются существенно реже: на наступление отпускного и дачного сезона спад протестных настроений списывают 3%, ровно столько же связывают тенденцию с занятостью участников и улучшением ситуации в стране.
По 2% полагают, что участники митингов боятся попасть в тюрьму, что у организаторов акций закончились средства на их проведение, а также связывают спад активности с запретами властей. 20% опрошенных склонны думать, что протестная активность не снижается.
В опросе приняли участие 1600 человек. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.