Выставка «Английская акварель XVIII — XIX веков» приурочена к 100-летнему юбилею Пола Меллона (1907-1999) — американского коллекционера, страстного любителя английского искусства и бескорыстного мецената названных устроителей выставки, пишет сайт музея www.hermitagemuseum.org.
Пол Меллон
88 произведений сорока пяти мастеров, представленные эрмитажному зрителю хронологически охватывает тот период в художественной жизни Англии, когда акварель, выделившись с середины XVIII века в самостоятельную область творчества, в следующем столетии обрела статус национального искусства Англии. Тщательно продуманный отбор произведений позволяет наглядно ознакомиться с разными гранями искусства акварели, его становлением и развитием, с наиболее распространенными жанрами, сюжетами и техническими приемами.
Государственный Эрмитаж
Двенадцатиколонный зал (N 244)
Дворцовая наб., 34
(812) 571-34-65, 571-84-46, 710-90-79
23 октября 2007 г. — 13 января 2008
Справка (www.kultura-portal.ru): Пол Меллон — знаменитый американский меценат, который скончался в первый день февраля в возрасте 91 года, завещал полмиллиарда долларов Национальной галерее искусств США и другим организациям. Впрочем, этот дар невозможно оценить ни в одной валюте мира — ведь, помимо денег, Меллон подарил Национальной галерее более ста произведений искусства. Среди них — шедевры Ван Гога, Клода Моне, Сезанна, Ренуара, Эдуарда Мане, Делакруа и многих других художников. И, хотя Пол Меллон еще при жизни передал галерее около тысячи картин, нынешний дар стал самым крупным. Однако пока все эти творения великих мастеров останутся у жены мецената Рэчел Ламберт Ллойд и перейдут в ведение музея лишь после ее кончины. Меллон не обошел своим вниманием и другие американские музеи. Так, основанный им Центр британского искусства Йельского университета получит 75 миллионов долларов и 130 картин при условии, что вход туда будет свободный.
Акварельная техника стала развиваться в Китае после изобретения бумаги во II веке нашей эры. В XII—XIII веках бумага получила распространение в Европе, прежде всего в Испании и Италии. Предшественницей и акварельной техники в Европе была роспись по сырой штукатурке (фреска), позволявшая получать сходные эффекты, пишет сайт ru.wikipedia.org.
В Европе акварельная живопись вошла в употребление позже других родов живописи. Из первостепенных художников Ренессанса значительный след в акварели оставили Дюрер, чей «Заяц» стал хрестоматийной работой, затем акварели отдали дань Антонис ван Дейк, Клод Лоррен и Джованни Кастильоне. Однако эти примеры оставались единичными вплоть до рубежа XVIII—XIX веков, так что даже в 1829 году Пайо де Монтабер в «Полном трактате о живописи» упоминает об акварели вскользь как об искусстве, не заслуживающем серьезного внимания.
В то же время техника с использованием ослабленных контуров и растушёвки кистью широко применялась, особенно в XVIII веке, участниками научных и военных экспедиций для зарисовки археологических и геологических объектов, растений, животных, при раскраске архитектурных и топографических планов: первоначально употреблялась китайская тушь, затем тушь с лак-кармином, сепия, а затем и другие водяные краски. В середине XVIII века рисование водяными красками сделалось популярным видом досуга для непрофессионалов; распространению этого развлечения особенно способствовали публиковавшиеся в 1780-е гг. и воспевающие красоту английской глубинки путевые дневники Уильяма Гилпина, которые он снабдил собственными иллюстрациями. В результате на рубеже XVIII—XIX века усилиями сперва Пола Сэндби, затем Томаса Гёртина и наконец, прежде всего, Джозефа Тёрнера акварель превратилась в едва ли не важнейший вид английской живописи; в 1804 г. было основано Общество акварелистов (англ. Society of Painters in Water Colours).
Новации Гёртина, начавшего пользоваться акварелью для картин большого формата, и Тёрнера, существенно обогатившего арсенал технических приёмов акварелиста, вызвали к жизни дальнейший подъём английской акварели в творчестве таких художников, как пейзажисты Джон Селл Котмен, Энтони Копли Филдинг, Ричард Паркс Бонингтон, Дэвид Кокс, много писавший архитектурные сооружения Сэмюэл Праут, мастер натюрмортов Уильям Генри Хант, а также Сэмюэл Палмер, Джон Варли, Джон Фредерик Льюис, Майлз Бёркет Фостер, Фридерик Уокер и другие мастера. Роль акварели в английском изобразительном искусстве была закреплена сочинениями Джона Рёскина, объявившего Тёрнера крупнейшим художником своего времени.
В середине XIX века акварель завоевала широкую популярность также в США благодаря работам таких художников, как Уильям Трост Ричардс, Томас Моран, Томас Икинс и Уинслоу Хомер.
Во Франции распространение акварельной живописи было связано с именами Поля Делароша, Эжена Делакруа, Анри Жозефа Арпинье, а также мастера сатирических рисунков Оноре Домье.
К концу XIX века произошёл некоторый пересмотр отношения к акварели, отчасти связанный с тем, что многие новые краски, введённые в широкое употребление акварелистами середины века, оказались весьма недолговечными, быстро выцветающими. Тем не менее на рубеже веков акварели отдали дань Поль Синьяк и Поль Сезанн во Франции, Морис Прендергаст и Джон Сингер Сарджент в США, а затем Василий Кандинский, Эмиль Нольде, Эгон Шиле, Пауль Клее, Рауль Дюфи.