В рамках фестиваля состоится 3 концерта, и каждый из них будет носить свой особый индивидуальный характер, сообщает Федеральное агенство по культуре и кинематографии.
Нынешний фестиваль, как обычно, привлечёт для выступлений ведущих музыкантов из разных стран Европы, причём не только органистов. Особенность его в том, что в каждом концерте наряду с сольными органными сочинениями вниманию слушателей также будут предложены программы для различных ансамблей с участием органа, в первую очередь медных духовых инструментов, так как именно они по своей природе лучше всего сочетаются по звучанию с королём музыкальных инструментов.
На открытии 24 октября прозвучат популярные концерты Баха, Генделя, Моцарта и Сальери для органа и камерного оркестра в исполнении ведущих органистов Санкт-Петербурга (лауреаты Всероссийского и Международных конкурсов Даниэль Зарецкий и Евгения Семеина, Олег Киняев, Григорий Варшавский, Алексей Панов), в сопровождении ансамбля «Дивертисмент» под управлением Ильи Иоффа.
28 октября в первом отделении в программе «Золотой голос флейты» выступит дуэт наших гостей из Вильнюса (профессора Литовской Музыкальной Академии, лауреаты Международных конкурсов Альгирдас Визгирда и Балис Вайткус), а во втором отделении прозвучат уникальные сочинения для швейцарского национального духового инструмента альпхорна с органом (Матиас Кофмель и Мартин Хайни).
И, наконец, 30 октября с программой «Инструмент королей и король музыкальных инструментов» выступят Михаил Климашевский (труба) и Рольф Хенри Кунц (орган, Германия), а во втором отделении «От классики до джаза» завершит фестивальную программу выступление знаменитого джазового органиста из Германии Дэвида Тимма (Лейпциг), который представит известные органные сочинения Баха и джазовые импровизации на их темы.
Кстати, почти все зарубежные музыканты выступят в России впервые.
Такой праздник органа проходил в Филармонии ежегодно с 1992 по 2002 год, пока старый орган не был разобран для реставрации. Фестиваль возродился после торжественного открытия инструмента в январе 2005 года, но вновь был вынужден взять тайм-аут, теперь уже в связи с реконструкцией зала. И вот, наконец, традиция будет продолжена.
Большой зал филармонии
Михайловская ул. 2
Справки по телефону (812) 710-4290
Касса БОЛЬШОГО ЗАЛА ФИЛАРМОНИИ
тел.(812) 710- 4257
часы работы кассы с 11.00 до 19.30,
перерыв с 15.00 до 16.00
Программа фестиваля (www.philharmonia.spb.ru):
Среда, 24 октября
ОТКРЫТИЕ
«Орган с камерным оркестром»
Ансамбль «ДИВЕРТИСМЕНТ»
Художественный руководитель —
Илья ИОФФ
МОЦАРТ. Церковные сонаты
БАХ, ГЕНДЕЛЬ, САЛЬЕРИ. Концерты
для органа с оркестром
Воскресенье, 28 октября
«Золотой голос флейты»
Альгирдас ВИЗГИРДА флейта (Литва)
Балис ВАЙТКУС орган (Литва)
МЕССИАН. «Господь среди нас»,
медитация для органа
ЛЁЙЕ. Соната для флейты и органа
РУССЕЛЬ. «Играющие на флейтах»
для флейты и органа
ВЬЕРН. Экспромт для органа
АЛЕН. Три музыкальных момента
для флейты и органа
«Орган и альпхорн»
Матиас КОФМЕЛЬ альпхорн (Швейцария)
Мартин ХАЙНИ орган
(Швейцария)
ДЕРЮНГС. Марш
для органа
РЮТТИ. Пасторальная сюита
для альпхорна и органа
ФРАНК. Пастораль для органа
ФАРКАС. «Эхо Карпат»
для альпхорна и органа
ЛЕФЕБЮР-ВЕЛИ. «Сорти» для органа
РЮТТИ. Фантазия
для альпхорна и органа
ШУБИГЕР. «Св. Цецилия» марш
для органа
СОММЕР. Сюита для альпхорна и органа
Вторник, 30 октября
ЗАКРЫТИЕ
«Инструмент королей и Король
музыкальных инструментов»
Рольф Хенри КУНЦ орган (Германия)
Михаил КЛИМАШЕВСКИЙ труба (Россия)
БАХ. Прелюдия и фуга ре минор
для органа
БУКСТЕХУДЕ. Хоральная обработка
для трубы и органа
КУНАУ. Токката для органа
КЛАРК. «Принц Датский», марш
для трубы и органа
ЛАНГЛЕ. Сюита для органа, фрагменты
ЛЕММЕНС. Фантазия,
кантабиле и финал
для трубы-пикколо и органа
«От классики до джаза»
Дэвид ТИММ (Германия)
БАХ. Прелюдия и фуга ля минор
ТИММ. Скерцо на тему фуги Баха ля минор
БАХ. Хорал “Christ ist erstanden”
ТИММ. Хорал “Christ ist erstanden”
Импровизации на русские темы
и на тему Баха
Справка: Когда-то орган Санкт-Петербургской Филармонии услаждал слух рожениц, пишет Фонтанка.ру. Лейб-акушер Дмитрий Отт считал, что органная музыка благотворно влияет на них. Поэтому, начиная с 1903 года, в актовом зале императорского повивального института почти каждый день устраивались концерты. Роженицы могли слушать музыку, оставаясь в палатах — рядом с каждой кроватью висели наушники. Немецкий инструмент изготовлен фирмой «Уолкер», и аналогов ему в России не осталось.
Но вскоре после революции его перевезли из института в Большой зал Петербургской филармонии, а будущим матерям пришлось готовиться к родам в тишине. Спустя годы инструмент пришел в такое ужасное состояние, что мог развалиться во время концерта. Конечно, о высококлассных органных концертах в то время и речи идти не могло. Помочь могли только реставраторы.
Реставрация органа стоила огромных денег. Свыше миллиона евро потратили на нее немцы. Конечно, в бюджете Петербурга таких денег бы не нашлось, – вот и пришлось в очередной раз обращаться за помощью к иностранцам. Немецкая фирма «Клайс» решила сделать Петербургу подарок на трехсотлетие – и в 2003 году инструмент разобрали и увезли в Германию. Около года велись работы. Три с половиной тысячи труб установили на свои места, и орган стал выглядеть так же, как выглядел до неудачной реставрации 1972 года. С 2005 года петербуржцы вновь могут наслаждаться органными концертами.