Угроза ареста экспонатов российских музеев в случае организации большой выставки в Великобритании реальна. Об этом сообщили директора Эрмитажа и Пушкинкого музея Михаил Пиотровский и Ирина Антонова.
«Существует угроза, что часть наших картин может не вернуться в Россию из-за исков наследников их дореволюционных владельцев. Решить эту проблему — задача Великобритании, которая должна быть готова, что ни эта, ни какая-либо другая выставка может не поехать к ним, пока не будут даны надлежащие гарантии от ареста, как это делают другие страны. Выставка больше нужна самой Англии, чем нашим музейщикам», — сказал Пиотровский.
«Ни одна из наших картин не полетит на выставку в Великобританию без абсолютных гарантий на возвращение со стороны британского правительства. Наш музей должен послать на эту выставку 23 картины. Хочу подчеркнуть, что времени еще достаточно, чтобы завершить переговоры по обоюдному согласию», — цитирует слова Антоновой Интерфакс.
Росохранкультура уже заявила о том, что в случае возникновения угрозы ареста российских картин в Великобритании в Лондон не отправится ни один экспонат.
Государственному Эрмитажу приходилось уже отстаивать свое имущество, сообщает сайт www.lenpravda.ru. Три года назад в Риме во время выставки «От Моне и Ренуара до Матисса и Пикассо» была предъявлена претензия на «Танец» Матисса от Андре-Марка Ренье дель Фуко, внука Сергея Щукина, купившего некогда эту картину.
Существует, однако, практика, по которой принимающая сторона гарантирует возврат экспонатов, и поэтому еще до начала суда все экспонаты были эвакуированы в Россию, несмотря даже на твердую уверенность руководства музея в законности его прав на все экспонаты.
«У нас хорошо отработана документация, она обеспечивает нам юридическую защиту от всяких исковых претензий. Мы умеем защищать свое имущество и права. Это вопрос нашей чести», – заявил тогда Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа.
Не раз у российских музейщиков возникали проблемы и при организации выставок во Франции, сообщает BBC. Дело в том, что Французская ассоциация держателей царских займов AFPER, членами которого являются 15 тысяч человек, добивается возвращения суммы в размере 386 миллионов долларов по долгам царского правительства, набранным перед революцией 1917 года. От властей Санкт-Петербурга ассоциация требует 6 миллионов долларов.
В начале 90-х годов Россия признала ответственность за долги по царским займам. В 1996 и 1997 годах между Россией и Францией было достигнуто соглашение, по которому Москва выплатила 400 миллионов долларов. После этого французское правительство отказалось от дальнейших претензий.
Однако ассоциация считает эту сумму незначительной и не признает подписанное властями Франции соглашение.
Между тем, в августе 1994 года, после попыток отсудить у России картину Матисса, во Франции был принят закон, согласно которому имущество, предоставленное на выставки, является неприкосновенным.